Светлана Трусенева: "Калининградская область всегда входит в первую десятку по уровню образования в России"

09.04.2013 23:00
   


Светлана Трусенева: "Калининградская область всегда входит в первую десятку  по уровню образования в России"

Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева  в эксклюзивном интервью корреспонденту Русского Запада рассказала,  что калининградцам есть чем гордиться в сфере образования, а учителей и учеников впереди ждет масштабный переход от теории к практике.

Корр. РЗ:

-  Светлана Сергеевна, на встрече с Владимиром Путиным студенты БФУ им. Канта посетовали, что современное образование не дает практических навыков работы. И молодые специалисты, например, те же медики не умеют обращаться с современным оборудованием, которое поступает в больницы в ходе федеральных программ. Планируется ли принять меры, чтобы изменить ситуацию?

Светлана Трусенева:
- Сейчас изменения  происходят на всех ступенях образования. Основная цель их  состоит  в том, чтобы характер обучения имел максимально прикладную направленность.  Внедряются новые стандарты и на уровне профессионального образования, и на уровне общеобразовательных учреждений.
Мы говорим о том, чтобы ребенок имел возможность прочувствовать на себе все те процессы, которые в будущем ему придется реализовывать на практике уже на более сложном уровне, – это с одной стороны.
С другой стороны, изменения образовательных программ должны идти не за счет увеличения количества часов, а за счет выстраивания межпредметных связей, когда ученик видит, что изученное им на физике имеет свое приложение и в химии, и в биологии и т.д.
Например, даже такой предмет, как технология, тоже должен стать финальной площадкой для реализации какой-то проектной деятельности ребенка. То есть, условно говоря, здесь он уже может создать какую-то готовую модель, которая затрагивает  законы физики и математики, черчение, какую-то инженерную графику. Вот сделает учащийся какую-нибудь деталь, - и ему станет понятно, где он может свои навыки и умения применить на практике.

- То есть фактически региональное министерство образования на уровне школ готовит своего рода прикладные физико-математические инкубаторы для будущих Эйнштейнов?

- Базовые площадки по физико-математическому образованию появятся с 1 сентября 2013 года в 20 школах региона. Реализация физико-математического направления будет осуществляться с 7 класса, - в первую очередь туда смогут попасть учащиеся этих 20 школ. Для отбора ребят предстоит проводить специальное тестирование. Кроме того, выявить способных можно при помощи различных региональных конкурсов и олимпиад.
Помимо базовых площадок в лагере "Солнечный берег"  в пос. Ушаково появится специализированный областной центр, который станет основой для создания физико-математического лицея. Первых юных физиков, математиков и информатиков лицей примет уже в этом году, правда, первое время работать он будет по программам дополнительного образования. На базе лагеря планируются стажировки, "каникулярные школы" и тематические смены для одаренных детей. По окончании периода становления лицей заработает как образовательное учреждение, сочетающее полноценную общеобразовательную деятельность и краткосрочные стажировки. 
Причем есть все основания полагать, что в тематических сменах будут участвовать ребята не только из Калининградской области, но и из других регионов России, а также из Польши, Литвы, Беларуси. Интерес к такой форме взаимодействия существенен.  
У нас есть все шансы и возможности стать центром международного образовательного туризма.

- То есть сейчас основной упор делается на применение практических навыков  на школьном уровне, чтобы со временем человек их использовал как можно полнее. А вот как быть со студентами, которые уже сейчас учатся?

- Там тоже внедряется  стандарт третьего поколения. Основная его цель такая же - чтобы человек  выходил практиком. Да, есть теоретики, но это уже совсем другой уровень – это магистратура, аспирантура и другие системы, где люди работают на науку. А весь основной образовательный процесс выстраивается с четким прикладным характером. Эти изменения идут, просто студенты их еще не застали на практике, поскольку  тема касается последних двух лет. Этот процесс затронет абсолютно все специальности и уровни образования.

- Какие госпрограммы в сфере образования сейчас работают в Калининградской области?

- Все сферы образования затрагивает федеральная государственная программа "Развитие образования". Это и общее образование, поскольку  наш регион  является  стажировочной площадкой при реализации образовательной инициативы "Наша новая школа", где идет апробация стандартов. Мы являемся также "пилотной" площадкой по среднему профессиональному образованию. Фактически мы работаем на всех уровнях и во всех направлениях госпрограммы.

- Расскажите, пожалуйста, о программе подготовки специалистов в рамках ВТО.

- Естественно, подготовку всех кадров мы выстраиваем в соответствии с теми запросами, которые возникают в области. Вводятся новые специальности, профессии, краткосрочная переподготовка, что для нас тоже является новым направлением деятельности. Мы понимаем, если производства появляются, они не могут ждать специалистов по два-три года, - им нужны профессионалы прямо сейчас. Есть масса программ, где человек может в течение 3-6 месяцев получить специализацию и быть трудоустроенным на предприятие. Это, например, опыт с "Автотором" - открытие там крупного ресурсного центра по автомобилестроению и др.

- Наверное, всем жителям стоит подтянуть и познания в иностранных языках?

Безусловно, живя на приграничной территории, нужно знать несколько иностранных языков. Опять же - международное сотрудничество, работникам придется соответствовать суровым реалиям вхождения в ВТО и иностранным партнерам.
Для развития  лингвистического направления в образовании предстоит выстраивать образовательные комплексы, включающие в себя все уровни, как то: детсад, школа и профобразование.
15 специально отобранных школ начнут реализовывать  лингвистическое направление. В базовых школах ряд предметов будет преподаваться на иностранном языке.  Главным критерием отбора было наличие в образовательных учреждениях профильных классов и достижение ребятами высоких результатов.
Правда, выстроить линейку "детский сад – школа" пока предполагается только в Калининграде и Зеленоградске.
Губернатор Николай Цуканов обратил внимание на необходимость поднять уровень преподавания иностранных языков в области, дал нам серьезный карт-бланш, финансовые ресурсы для реализации этого направления. Калининградская область особенно нуждается в углубленном изучении языков, – ведь мы находимся в центре Европы и готовимся принять игры Чемпионата мира по футболу, а значит, и сотни тысяч гостей из-за рубежа.

- Наболевший вопрос: как продвигается повышение зарплат учителям?

- Постепенно продвигается. Сейчас средняя зарплата педагогов уже около 25 тысяч. Мы выполняем те обязательства, которые определены указом президента, и сейчас зарплата даже превышает средний уровень заработной платы в экономике региона.

- А как же молодые специалисты, которые только-только пришли в школы?

- Молодые получают по-разному: в зависимости от объема учебной нагрузки, от вклада в общее дело и от результатов. Есть школы-новаторы, которые изначально заточены на омоложение кадрового состава, - например, Исаковская школа, прогимназия "Вектор" и многие недавно открывшиеся школы, в которых уровень зарплаты достаточный. Но есть школы, в которых считается, что молодые учителя должны приобрести опыт для того, чтобы получать достойную заработную плату. На самом деле сейчас ограничений нет, и учреждение само регламентирует размер зарплат. Я могу сказать одно: жалоб нет.

- Планируется ли  повышение стипендий для учащихся высших и средне-специальных учебных заведений?

- В этом году – нет. Сейчас стипендии составляют 700 и 1000 руб. Может быть, со следующего финансового года будет повышение, но это станет понятно только в августе 2013 года.

- В последнее время много говорят о возвращении в школы норм ГТО. Как вы к этому относитесь?

- Пока эта тема обсуждается на федеральном уровне. На мой взгляд, это бесперспективно. В советские времена нормы ГТО не были обязательными для всех, и сдать их могли только хорошо физически подготовленные ребята. 
Сегодня мы констатируем, что дети приходят в школы уже с немного ослабленным здоровьем, с немного другим физическим развитием, нежели это было ранее.

Физкультура – это не тот предмет, где могут быть установлены жесткие нормативы и требования. Главное, чтобы ребята этим занимались, чтобы они свою жизненную траекторию ориентировали на здоровый образ жизни. А куда и как дети будут метать мяч, – это не так важно. Я думаю, этот вопрос по итогам обсуждений не выльется в какие-то обязательные требования. Хотелось бы на это надеяться.

-  Светлана Сергеевна, скажите, пожалуйста, какие есть успехи в Калининградской области, которые отличают ее от других регионов именно в сфере образования?

- Мы можем выделить общее образование и, в первую очередь, внедрение стандарта начальной школы. По результатам федерального мониторинга наша область находится на первом месте среди всех субъектов Северо-западного федерального округа. Общей аналитики пока нет, но я думаю, что и в целом по России в пятерку мы однозначно попадем.
Нам удалось изменить саму среду начальной школы, насытить ее учебно-лабораторным оборудованием, которое как раз позволяет ребенку формировать представления об окружающем мире, изучать все процессы не на бумаге, а на деле.
Второе, чем можно гордиться: область является ведущей в сфере общего образования по созданию современных условий; строятся новые школы, модернизируются, реконструируются действующие учреждения. На сегодняшний день, по данным федерального мониторинга, 86% наших школьников обучаются в современных условиях, что предполагает как кадровую составляющую, так и непосредственно условия: лабораторное оборудование, различные наглядные пособия.
В прошлом году мы стали пилотной площадкой по научно-техническому творчеству, этим может похвастаться немногое количество субъектов, не считая, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга. В текущем году всего за несколько месяцев было вовлечено в эту деятельность более полутора тысяч детей.
Нам удалось найти преподавателей, это в основном мужчины, что для нас знаково, - люди с инженерным образованием и практическим опытом смогут многое ребятам передать.
В Калининградской области очень много детей, вовлеченных в кадетское движение. Здесь мы тоже в числе немногих субъектов, где из года в год растет количество ребят, которые обучаются в кадетских классах и школах-интернатах. Это наша региональная изюминка.
Еще у нас есть университет, имеющий статус федерального – БФУ им. Канта. Такой чести удостоены немногие. Понятно, что это - начало пути, но тем не менее мы очень многого ждем от университета. К нам уже направились учиться студенты  из соседних стран.
Безусловно, нам есть чем гордиться: наш регион всегда входит в первую десятку по всем направлениям образования.

Справка предоставлена Правительством Калининградской области:

Опорные школы по физико-математическому направлению

МАУ ШИЛИ
МАОУ Гимназия № 40 г. Калининграда
МБОУ СОШ "Школа Будущего"
МАОУ лицей № 18 г. Калининграда
МБОУ лицей № 1 г. Балтийска
МАОУ  гимназия № 32 г. Калининграда
МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска
МБОУ лицей № 10 г. Советска
МОУ СОШ № 31 г. Калининграда
МБОУ гимназия № 2 г. Черняховска
МАОУ СОШ  № 33 г. Калининграда
МБОУ лицей № 5 г. Советска
МБОУ гимназия г. Гурьевска
МОУ СОШ № 5 г. Гусева
МАОУ лицей № 23 г. Калининграда
МБОУ лицей № 7 г. Черняховска
МАОУ гимназия № 22 г. Калининграда
МБОУ "Полесская СОШ"
МБОУ СОШ № 5 г. Светлого
МАОУ СОШ №  г. Зеленоградска

Опорные школы по лингвистическому направлению

МАОУ лицей № 49
МАОУ  гимназия № 32 г. Калининграда
МАУ ШИЛИ
МАОУ ООШ №  г. Зеленоградска
МАОУ гимназия № 22 г. Калининграда
МАОУ лицей № 23 г. Калининграда
МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска
МБОУ гимназия № 2 г. Черняховска
МАОУ СОШ № 7 г. Калининграда
МОУ СОШ № 31 г. Калининграда
МБОУ "Славская СОШ"
МБОУ лицей № 10 г. Советска
МАОУ СОШ  № 33 г. Калининграда
МАОУ СОШ № 1 г.Светлогорска
МАОУ лицей  № 35

© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Алена Мирошниченко

 

(0)
Опрос
  • Покупаете ли вы подержанную (секонд-хенд) одежду?
Проголосовало 856 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты