Введенные шесть месяцев назад антисанкции российского правительства и запретительные меры на ввоз некоторых категорий импортных продуктов на тот момент были неожиданными и шокирующими.
Резко вставшая за ними задача импортозамещения, казалось, обеднит полки ритейлеров, тем не менее ассортимент большинства магазинов изменился, но не уменьшился. По прошествии полугодия продовольственного эмбарго можно подвести некоторые итоги.
Задач стало больше
В сентябре 2014 года участники Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), в который входят общероссийские союзы и ассоциации производителей, поставщиков, торговых сетей и потребителей продовольственных товаров и сырья, подписали меморандум, не допускающий необоснованного роста розничных и отпускных цен на продукты питания в условиях продовольственных санкций. Документ оказался провидческим: буквально через пару месяцев случилась реальная девальвация рубля. Основных задач, вставших перед ритейлерами, стало больше – кроме импортозамещения, необходимо контролировать и обосновывать рост цен.
Председатель президиума АКОРТ Илья Якубсон рассказал: «Импортозамещение сегодня не такая, как казалось, сложная задача, особенно на фоне девальвации рубля. Можно сказать, что импортозамещение выпавшего ассортимента успешно состоялось. Доля российских товаров на полках сетевых магазинов с момента введения продовольственного эмбарго выросла с 1-2 до 10%, хотя это не так значительно, как нам бы этого хотелось».
Воспользоваться шансом
Для отечественного производителя антисанкции, с одной стороны, это призыв к развитию производства, а с другой – сложности, связанные с запуском новых мощностей, требуемых крупными сетями, а в связи с этим нехватка времени и ресурсов. По оценке председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Максима Протасова, импортозамещение не происходит быстро, любой проект реализуется в среднем за 2-5 лет, все, на что можно было рассчитывать шесть месяцев назад, это на полный ввод некоторых уже имеющихся площадок, на дозагрузку некоторых предприятий за счет повышенного спроса со стороны российского ритейла. Тем не менее некоторые отрасли в этом отношении можно назвать успешными. Масложировая отрасль России сегодня - одна из самых развитых в мире, она функционирует на экспорт и минимально зависит от импорта.
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал, что рост мясного производства в России продолжался все последние годы. Мясо птицы в прошлом году достигло объемов производства порядка 4 млн 150 тысяч тонн в убойном весе, это четвертое место среди мировых производителей. Успехи в производстве свинины также не связаны с санкциями, с 2005 года производство в этом сегменте выросло с 1 млн 500 тысяч тонн до 3 млн тонн в прошлом году. Ожидаемый рост в отраслях колеблется в районе 3-4 % в следующем году, это ниже, чем в прошлом, когда было 6% роста. Такая динамика в мясной отрасли потенциально может привести к стабилизации цен в этом сегменте. В сегменте мяса крупного рогатого скота доля импорта по-прежнему чрезвычайно высока, как и в рыбном, который до санкций составлял 46%. В них импортозамещения не произошло, изменились только страны-поставщики. Нет особых успехов в импортозамещении садовых культур и овощных культур: например, зависимость России от импортных яблок сохраняется на уровне 60%.
Повышение цен на продукты питания в большинстве секторов, по мнению производителей, неизбежно. Многие составляющие себестоимости так или иначе привязаны к мировому рынку, начиная с зерна, которое является биржевым товаром, как и кофе, и шоколад, и сахар, и другие продукты. За валюту закупаются семена, комбикорма, сырье для пищевого производства, большая часть оборудования имеет импортное происхождение. Выросшие арендные ставки также влияют на стоимость товаров – у многих производственных предприятий земля не является собственностью, а арендуется.
Новые условия работы
Для ритейлеров в настоящий момент вопрос ценообразования и стабилизации цен стоит острее, чем проблема импортозамещения. И дело здесь не только в активных действиях ФАС и других контролирующих органов – эксперты рынка отмечают изменение покупательских приоритетов в продуктовом сегменте. «В условиях санкций мы заменили часть ассортимента местными производителями, но тем не менее наши требования к объемам и качеству заставляют нас активно искать поставщиков и из стран, не попавших под санкции. В работе с российскими поставщиками выяснилась серьезная их зависимость от импортных составляющих. Сейчас мы активно ведем работу прежде всего при обсуждении цены, так как мы видим смещение потребительского спроса в более низкий ценовой сегмент», – рассказывает Павел Подцюк, менеджер проекта "Импорт" ООО «Билла».
Каждая сеть вырабатывает свои механизмы взаимодействия с поставщиками в этой ситуации. Некоторые, например «Дикси» и «Метро», заморозили цены на некоторые категории товаров. По словам директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, региональные розничные сети находятся в более выгодном положении, так как имеют большую долю местных поставщиков и в ценоформировании ориентируются на своих покупателей, которые, как правило, имеют меньший доход, чем в столичном регионе.
Ритейл стремится к саморегулированию, и уже сделаны реальные шаги во взаимодействии с российскими поставщиками. В рамках Межотраслевого экспертного совета в некоторых сегментах между сетями и поставщиками были пересмотрены схемы работы, при этом изменились штрафные санкции и сроки рассмотрения цен: размер штрафа уменьшился до 15%, а срок рассмотрения цены сокращен до двух недель. При девальвации и нестабильности без этих мер многие производители и поставщики не выжили бы. По мнению представителей ритейла, влияние регулятора, контрольные и запретительные меры в отрасли не действенны в условиях рыночной экономики и подавляют деловую активность как продавцов, так и производителей. Участники рынка считают, что решения вполне можно находить в диалоге, который в новых условиях стал активнее. В этом смысле антисанкции сыграли свою положительную роль, в отличие от девальвации рубля, снижающей предпринимательскую деятельность и покупательскую активность, без которых не будет развития всех отраслей даже при широчайшем ассортименте.
© Источник: Retail.ru