Российских клиентов GM ожидают не лучшие времена

19.03.2015 15:00
   


Российских клиентов GM ожидают не лучшие времена

Так считают эксперты, занятые продажей в России Opel и Chevrolet, несмотря на заверения автогиганта после своего ухода с рынка плотно работать с дилерской сетью по исполнению обязательств перед владельцами автомобилей.
 
«Мы можем заверить наших клиентов, что будем продолжать исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание», – говорится в сообщении компании.

Как известно, 18 марта концерн General Motors объявил о том, что пересмотрел свои планы по присутствию на российском рынке. Компания полностью прекращает производство и продажи марки Opel и массовых моделей Chevrolet.
 
«Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», – заявил президент GM Дэн Амманн.
 
Заявление автогиганта не заставило долго жать реакции со стороны властей РФ самого высокого уровня. Кремль предупредил GM о трудностях в случае возвращения в Россию.

По мнению пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, General Motors своим уходом из России ставит себя в невыгодное положение с учетом перспектив роста российcкого авторынка.
 
"Уход американского автоконцерна General Motors с российского рынка оставит больше места для производящих в РФ российских и иностранных компаний", - полагает председатель правления Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье.
 
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров предположил, что уход автоконцерна General Motors с российского рынка может быть связан с низкой локализацией бизнеса в условиях высокой конкуренции. Низкую локализацию производства бренда Opel усугубило падение курса рубля, что привело к обрушению продаж и значительному снижению объемов производства.

В свою очередь, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко считает, что в основе ухода брендов GM с российского рынка лежит в первую очередь экономический фактор.

По его оценке, данный шаг является стратегическим решением автоконцерна и приведет к фиксации убытков от падения продаж на российском рынке и ослабления курса рубля. Продажи в России занимают менее 2% в выручке GM. Исторически российский рынок являлся важным для компании, отражением чего являются существенные инвестиции, понесенные автоконцерном на развитие производства в России.

Как это было…

На российском рынке представлено 10 моделей Opel, шесть из которых собирались на калининградском заводе «Автотор» и «Дженерал Моторс Авто» в Санкт-Петербурге. В Калининграде производство было прекращено еще в феврале, в то время как контракт с GM на сборку автомобилей действует до конца первого квартала текущего года.

В Санкт-Петербурге завод будет работать до июня 2015 года, после чего будет законсервирован. В настоящее время на заводе работают больше 1 тыс. человек. Компания намерена предложить сотрудникам завода компенсационные выплаты в размере 7 окладов. Однако сотрудники GM настаивают на выплате до 18 окладов. Так или иначе, процедура расторжения трудовых договоров начнется уже с апреля 2015 года.

Бренд Chevrolet на российском рынке представлен десятью моделями, шесть из которых собираются на «Автоторе» и ГАЗе. На горьковском заводе производится только одна модель – Aveo, она будет снята с конвейера до конца текущего года.

Кроме того, GM совместно с АвтоВАЗом на тольяттинском предприятии GM-Avtovaz производит модель Chevrolet-Niva. Этот проект останется без изменений. Но от проекта по расширению производства Chevrolet-Niva второго поколения, в который уже вложено порядка 2 млрд рублей, автоконцерн GM отказался. Суммарные объемы инвестиций GM в три производственных площадки, которые будут закрыты, составляют около $450 млн.

В GM отмечают, что закрытие производства массовых моделей вовсе не означает полный уход компании с российского рынка. Концерн намерен сфокусироваться на премиальном сегменте, сохранив продажи и производство моделей Cadillac и трех моделей Chevrolet – Corvette, Camaro и Tahoe.

Кстати, многие эксперты уверены, что иностранные автомобили премиального сегмента абсолютно точно не прекратят поступать в Россию, спрос на них будет оставаться высоким. Так что в этой части решение GM вполне обоснованное.

Куда податься дилеру?

Между тем представитель ассоциации российских автодилеров (РОАД) считает, что уход Opel и частично Chevrolet приведет к закрытию примерно половины российских дилерских центров данных марок. В первую очередь с рынка уйдут дилеры, работающие на арендованных площадях.

По разным оценкам, сейчас в России работает порядка 140 дилерских центров Opel и 160 - Chevrolet. Соответственно, закрыться могут около 150 сервисных центров. При этом дилеры опасаются за сохранение своих инвестиций в развитие продаж Opel и Chevrolet. Так, строительство одного центра обходится в $6–7 млн, а срок окупаемости составляет 7–8 лет.

"Дилеры брали на себя обязательства перед производителем по инвестициям в автоцентры, - говорит член совета директоров дилерской группы «Лаура» Михаил Логутенко. - Некоторые дилеры успели отработать всего полгода, и теперь GM должна будет компенсировать им затраты".

Однако многие не уверены, что у дилеров будет достаточно аргументов, чтобы потребовать от автоконцерна возмещение убытков. Поскольку GM прекращает продажи моделей в конце года, как раз когда заканчиваются дилерские контракты.

Одновременно с этим GM заявляет, что потратит на реструктуризацию бизнеса в России около $600 млн. Средства в том числе пойдут на трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.

Кто на новенького?

По мнению автомобильного эксперта Игоря Моржаретто, рынок никак не отреагирует на заявление General Motors. Причина проста - предложение автомобилей существенно превышает возможности рынка, и пустое место сразу же займут другие. Например, автомобили корейского производства. Соответственно, и цены при этом вряд ли упадут.

Тем не менее для тех компаний, которые в России выпускают небольшое количество моделей, например Peugeot и Citroen, наступают сложные времена. Их сегмент ограничен, переориентировать выпуск на другие модели быстро невозможно.

Что же касается тех автомобильных марок, которые у нас ничего не производят, а только продают, то тут ситуация серьезнее. Уже прекращен импорт того же южнокорейского SsangYong. Однако, как говорится в сообщении пресс-службы автоконцерна Sollers, поставки SsangYong могут возобновиться.

О прекращении поставок автомобилей на российский рынок ранее заявила и компания Honda. По данным пресс-службы автопроизводителя, в частности, компания не будет поставлять в РФ хэтчбек Civic. При этом в компании планируют сделать упор на продажи премиальной модели Pilot и модели CR-V.

Кроме того, компания Citroen отказалась от поставок в Россию хэтчбеков C4. Уже также прекращены поставки седанов Mitsubishi Lancer.

По мнению участников рынка, в ближайшее время по тем же экономическим причинам российский рынок могут покинуть Toyota Auris, Toyota Corolla и Prius, Volkswagen Golf, Mazda 3.

Кризис вносит свои коррективы

Российский автомобильный рынок стагнирует уже несколько лет. В 2014 году в России было продано 2,5 млн новых автомобилей, что на 10,3% меньше,  чем в 2013 году. Согласно прогнозам экспертов, падение рынка новых автомобилей в 2015 году ожидается на уровне более 25%.  

В начале 2015 года падение рынка усилилось: в январе продажи снизились на 24,4%, в феврале – на 37,9%. Продажи Opel и Chevrolet за два месяца упали еще сильнее – на 82% и 71% соответственно.

До сих пор российский рынок покидали только бренды без локального производства. В конце прошло года из России ушла испанская Seat, входящая в концерн Volkswagen, а чуть ранее – американская Dodge.

Другие иностранные автопроизводители о планах ухода с российского рынка пока не заявляли. Однако многие компании для себя сделают выводы из шага GM и начнут тщательнее считать плюсы и минусы.

© Информационное агентство Русский Запад по материалам РБК, RG.RU, retail.ru, РИА Новости, Русская Планета
(0)
Опрос
  • Как часто вы употребляете спиртное (пиво, вино, водка и т.п.)?
Проголосовало 574 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты