Так считают эксперты, занятые продажей в России Opel и Chevrolet,
несмотря на заверения автогиганта после своего ухода с рынка плотно работать с дилерской сетью по исполнению обязательств перед владельцами
автомобилей.
«Мы можем заверить наших клиентов, что будем продолжать исполнение
гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное
обслуживание», – говорится в сообщении компании.
Как известно, 18 марта концерн General Motors объявил о том, что
пересмотрел свои планы по присутствию на российском рынке. Компания
полностью прекращает производство и продажи марки Opel и массовых
моделей Chevrolet.
«Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной
долгосрочной перспективой», – заявил президент GM Дэн Амманн.
Заявление автогиганта не заставило долго жать реакции со стороны властей
РФ самого высокого уровня. Кремль предупредил GM о трудностях в случае
возвращения в Россию.
По мнению пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, General
Motors своим уходом из России ставит себя в невыгодное положение с
учетом перспектив роста российcкого авторынка.
"Уход американского автоконцерна General Motors с российского рынка
оставит больше места для производящих в РФ российских и иностранных
компаний", - полагает председатель правления Ассоциации европейского
бизнеса Филипп Пегорье.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров предположил, что
уход автоконцерна General Motors с российского рынка может быть связан с
низкой локализацией бизнеса в условиях высокой конкуренции. Низкую
локализацию производства бренда Opel усугубило падение курса рубля, что
привело к обрушению продаж и значительному снижению объемов
производства.
В свою очередь, директор практики по оказанию услуг компаниям
автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко считает, что в
основе ухода брендов GM с российского рынка лежит в первую очередь
экономический фактор.
По его оценке, данный шаг является стратегическим решением автоконцерна и
приведет к фиксации убытков от падения продаж на российском рынке и
ослабления курса рубля. Продажи в России занимают менее 2% в выручке GM.
Исторически российский рынок являлся важным для компании, отражением
чего являются существенные инвестиции, понесенные автоконцерном на
развитие производства в России.
Как это было…
На российском рынке представлено 10 моделей Opel, шесть из которых
собирались на калининградском заводе «Автотор» и «Дженерал Моторс Авто» в
Санкт-Петербурге. В Калининграде производство было прекращено еще в
феврале, в то время как контракт с GM на сборку автомобилей действует до
конца первого квартала текущего года.
В Санкт-Петербурге завод будет работать до июня 2015 года, после чего
будет законсервирован. В настоящее время на заводе работают больше 1
тыс. человек. Компания намерена предложить сотрудникам завода
компенсационные выплаты в размере 7 окладов. Однако сотрудники GM
настаивают на выплате до 18 окладов. Так или иначе, процедура
расторжения трудовых договоров начнется уже с апреля 2015 года.
Бренд Chevrolet на российском рынке представлен десятью моделями, шесть
из которых собираются на «Автоторе» и ГАЗе. На горьковском заводе
производится только одна модель – Aveo, она будет снята с конвейера до
конца текущего года.
Кроме того, GM совместно с АвтоВАЗом на тольяттинском предприятии
GM-Avtovaz производит модель Chevrolet-Niva. Этот проект останется без
изменений. Но от проекта по расширению производства Chevrolet-Niva
второго поколения, в который уже вложено порядка 2 млрд рублей,
автоконцерн GM отказался. Суммарные объемы инвестиций GM в три
производственных площадки, которые будут закрыты, составляют около $450
млн.
В GM отмечают, что закрытие производства массовых моделей вовсе не
означает полный уход компании с российского рынка. Концерн намерен
сфокусироваться на премиальном сегменте, сохранив продажи и производство
моделей Cadillac и трех моделей Chevrolet – Corvette, Camaro и Tahoe.
Кстати, многие эксперты уверены, что иностранные автомобили премиального
сегмента абсолютно точно не прекратят поступать в Россию, спрос на
них будет оставаться высоким. Так что в этой части решение GM вполне
обоснованное.
Куда податься дилеру?
Между тем представитель ассоциации российских автодилеров (РОАД)
считает, что уход Opel и частично Chevrolet приведет к закрытию примерно
половины российских дилерских центров данных марок. В первую очередь с
рынка уйдут дилеры, работающие на арендованных площадях.
По разным оценкам, сейчас в России работает порядка 140 дилерских
центров Opel и 160 - Chevrolet. Соответственно, закрыться могут около
150 сервисных центров. При этом дилеры опасаются за сохранение своих
инвестиций в развитие продаж Opel и Chevrolet. Так, строительство одного
центра обходится в $6–7 млн, а срок окупаемости составляет 7–8 лет.
"Дилеры брали на себя обязательства перед производителем по инвестициям
в автоцентры, - говорит член совета директоров дилерской группы «Лаура»
Михаил Логутенко. - Некоторые дилеры успели отработать всего полгода, и
теперь GM должна будет компенсировать им затраты".
Однако многие не уверены, что у дилеров будет достаточно аргументов,
чтобы потребовать от автоконцерна возмещение убытков. Поскольку GM
прекращает продажи моделей в конце года, как раз когда заканчиваются
дилерские контракты.
Одновременно с этим GM заявляет, что потратит на реструктуризацию
бизнеса в России около $600 млн. Средства в том числе пойдут на трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов,
связанных с сокращением сотрудников.
Кто на новенького?
По мнению автомобильного эксперта Игоря Моржаретто, рынок никак не
отреагирует на заявление General Motors. Причина проста - предложение
автомобилей существенно превышает возможности рынка, и пустое место
сразу же займут другие. Например, автомобили корейского производства.
Соответственно, и цены при этом вряд ли упадут.
Тем не менее для тех компаний, которые в России выпускают небольшое
количество моделей, например Peugeot и Citroen, наступают сложные
времена. Их сегмент ограничен, переориентировать выпуск на другие модели
быстро невозможно.
Что же касается тех автомобильных марок, которые у нас ничего не
производят, а только продают, то тут ситуация серьезнее. Уже прекращен
импорт того же южнокорейского SsangYong. Однако, как говорится в
сообщении пресс-службы автоконцерна Sollers, поставки SsangYong могут
возобновиться.
О прекращении поставок автомобилей на российский рынок ранее заявила и
компания Honda. По данным пресс-службы автопроизводителя, в частности,
компания не будет поставлять в РФ хэтчбек Civic. При этом в компании
планируют сделать упор на продажи премиальной модели Pilot и модели
CR-V.
Кроме того, компания Citroen отказалась от поставок в Россию хэтчбеков
C4. Уже также прекращены поставки седанов Mitsubishi Lancer.
По мнению участников рынка, в ближайшее время по тем же экономическим
причинам российский рынок могут покинуть Toyota Auris, Toyota Corolla и
Prius, Volkswagen Golf, Mazda 3.
Кризис вносит свои коррективы
Российский автомобильный рынок стагнирует уже несколько лет. В 2014 году
в России было продано 2,5 млн новых автомобилей, что на 10,3% меньше, чем в 2013 году. Согласно прогнозам экспертов, падение рынка новых
автомобилей в 2015 году ожидается на уровне более 25%.
В начале 2015 года падение рынка усилилось: в январе продажи
снизились на 24,4%, в феврале – на 37,9%. Продажи Opel и Chevrolet за
два месяца упали еще сильнее – на 82% и 71% соответственно.
До сих пор российский рынок покидали только бренды без локального
производства. В конце прошло года из России ушла испанская Seat,
входящая в концерн Volkswagen, а чуть ранее – американская Dodge.
Другие иностранные автопроизводители о планах ухода с российского рынка
пока не заявляли. Однако многие компании для себя сделают выводы из
шага GM и начнут тщательнее считать плюсы и минусы.
© Информационное агентство Русский Запад по материалам РБК, RG.RU, retail.ru, РИА Новости, Русская Планета