Всем знакома такая ситуация: мы пришли в магазин за определенным набором товаров, отложили в кошельке примерную сумму на покупки, но уже в магазине понимаем, что придется либо отказаться от части запланированных покупок, либо потратить большую сумму. Почему? Из-за увеличения цен на большинство товаров.
Кто-то сочувственно кивнет, мол, в стране ситуация такая, рост цен ожидаем. Кто-то, наоборот, упрекнет руководство магазина или торговой сети в намеренном завышении цен на товары.
Так получилось и с недавним подорожанием товаров бытовой химии (стиральные порошки, моющие средства), подгузников, мыла, средств гигиены и так далее. Люди возмущенно смотрели на ценники и не понимали, что проблема кроется вовсе не в руководстве того или иного магазина, не в прихоти директора торговой сети, а в самом производителе.
Да-да, именно он устанавливает цены на товары на полках наших магазинов. Совершенно неважно, чей это товар – отечественный или зарубежный, вопрос о снижении или увеличении стоимости решает его производитель.
Вернемся к подорожавшей бытовой химии. Цены на порошки марок Tide, Ariel, МИФ подорожали в среднем более чем на 30%, душистое мыло Safeguard и Camay – на 29,9%, но самый значительный рост ценника наблюдается у подгузников Pampers active baby, мужских бритвенных станков и женских средств гигиены Always, Descreet, Naturella Ultra, Tampax, Old Spice – эти товары подорожали почти на 50%!
Связан ли такой резкий скачок цен с колебанием курса валют? Конечно. С ситуацией в мире? Безусловно. С отношением между компанией - производителем товаров и банками? Вполне может быть. С ростом налогов? Не исключено.
Стоит напомнить, еще в феврале нынешнего года в СМИ появилась информация о том, что крупнейшая американская компания, один из лидеров мирового рынка потребительских товаров - Procter & Gamble, заявила о повышении цен на свою продукцию.
Многие предполагали, что повышения цен может все-таки не случиться, но оно произошло. Не миновала эта участь и самый западный российский регион. С 7 марта компания Procter & Gamble подняла отпускные цены на свою продукцию – об этом говорится в письме, полученном калининградскими розничными сетями.
Подтвердили рост цен на товары данной компании и в крупных торговых сетях Калининградской области. В одной из крупнейших дистрибьютерских компаний региона корреспонденту
Русского Запада объяснили, что повышение цен на любые товары (как продовольственные, так и непродовольственные) связано с увеличением курса иностранных валют, т. к. товар закупается за валюту, а не за рубли. В качестве примера представитель компании привела такую ситуацию: если до повышения курса 1 кг сахара в закупе у европейских поставщиков стоил 34 рубля (1 доллар), то после повышения стал стоить 63 рубля (1 доллар).
"Цены не изменились, просто доллар вырос по отношению к курсу рубля", - подвела итог представитель дистрибьютерской компании.
Географическое положение Калининградской области действительно уникально. Взять хотя бы маршрут, по которому доставляются товары известной компании в нашу область. Что в этом удивительного, подумают некоторые, – порошки и мыло приходят к нам из Польши или Литвы. К разочарованию многих, надо сказать, что товары компании Procter & Gamble поставляются к нам из Москвы. Отсюда большие расходы на логистику, далее идут дистрибьютерская наценка и наценка местной розницы, и в итоге калининградец стоит в магазине перед полкой с "бриллиантовыми" подгузниками или краской для волос.
В официальном письме компания Procter & Gamble поясняет увеличение отпускных цен на свои товары: "Данные ценовые изменения прежде всего отражают влияние глобальной макроэкономической ситуации, изменения цен на сырьевые и упаковочные материалы и внутренней конъюнктуры рынка и наше намерение обеспечить долгосрочную конкурентоспособность продукции P&G".
Почему товары везут к нам не из ближайших к Калининградской области государств, а из столицы?
Тут нужно уточнить еще один важный момент: P&G, как и целый ряд компаний (например, Nestle, Kraft, UNILEVER и другие), реализует свою продукцию в России только через официальных дистрибьютеров, которые в основном расположены в Москве.
Русский Запад уже писал о том, что решением для Калининградской области стала бы легализация параллельного импорта, то есть ввоз осуществляется не через уполномоченных импортеров и не правообладателем, а по другим каналам - альтернативным, параллельным, о которых правообладатель может и не знать. Это привело бы к снижению цен на импортируемые товары без потери качества.
Однако Ассоциация евробизнеса против этого, так как в случае легализации параллельного импорта иностранным производителям придется снизить свои баснословно завышенные цены.
Конечно же, калининградцы ощутили на себе рост цен не только на товары бытовой химии и косметики. Ценники подскочили и на товары компании Danone (в среднем на 15%), и на конфеты и кофе Kraft (от 20 до 30%). С 16 марта увеличились цены на продукцию компании HENKEL (в среднем на 20-30%), а с 1 апреля подорожали на 15% товары компании UNILEVER (торговые марки Rexona, Dove, Timotei, AXE, Доместос, Глорекс, Sunsilk).
О причине повышения цен на товары этих марок вы уже догадались.
© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад
© Фото: b-port.com