Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время исчезнет весь гламур – с экранов телевизоров, с рекламных стендов, из бутиков. Не будет денег на покупку дорогих квартир, загородных домов, на дорогие туры, ювелирные украшения и элитные товары. Сокращение доходов делает население России более осторожным в потреблении. Снижается спрос на дорогие товары и предметы роскоши, средства перебрасываются на приобретение товаров повседневного спроса. Некоторые специалисты отмечают, что признаки сужения спроса - налицо, падает спрос на жилье и на автомобили. Однако спрос на продукты питания все еще высокий.
Из магазина - в зарубежный онлайнПо данным аналитиков Y-Consulting, в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи одежды и обуви в России сократились в натуральном выражении на 42% и на 19%, в денежном – до 523,4 трлн рублей.
Наибольшее падение пришлось на средний ценовой сегмент, т. е. на массовые бренды, многие из которых потеряли до 60% продаж в январе - марте текущего года. При этом в апреле, несмотря на стабилизацию курса рубля, спрос не вернулся. В прошлом месяце продажи одежды и обуви сократились на 53% в штуках, в деньгах рынок упал на 21% - до 142 млрд рублей.
Кроме того, в апреле закончился сезон распродаж, поддерживавший продажи первого квартала, а холодная погода не позволила полностью продать весеннюю коллекцию – сезон оказался провален.
Продавцы одежды и обуви сокращают издержки, закрывая магазины и уменьшая зарплаты. Многие отправили сотрудников в неоплаченные отпуска с 1 по 10 мая. Другие пытаются удержать оборот, снижая маржу. Так, испанская сеть Mango в апреле объявила о снижении розничных цен на 20%.
Между тем игроки fashion-рынка ожидают роста продаж летом, в преддверии сезона отпусков, и осенью, с началом нового сезона деловой активности.
И все же по итогам 2015 года российский рынок одежды и обуви сократится на 25–35% в штуках, в денежном выражении его ждет небольшой рост на 3,5–4% - примерно до 3,21–3,22 трлн рублей, прогнозируют аналитики Y-Сonsulting.
В то же время россияне все чаще стали делать покупки в зарубежных интернет-магазинах. Как отмечается в исследовании РБК.research, высокая частота покупок и относительно низкий средний чек при покупках в зарубежных онлайн-магазинах объясняются прежде всего их товарной структурой. Хитом продаж является одежда, которую на иностранных онлайн-площадках предпочитает покупать почти каждый второй россиянин, имеющий опыт трансграничной онлайн-торговли.
Второе место прочно занимают аксессуары, доля покупателей которых составляет 34,6%. А вот третье, четвертое и пятое места с незначительным отрывом друг от друга делят бижутерия, обувь и товары для детей. Их за последний год в зарубежных интернет-магазинах покупал почти каждый пятый опрошенный россиянин, имеющий опыт трансграничной онлайн-торговли.
Отметим, такие относительно дорогостоящие товары, как смартфоны и планшеты, не занимают высоких позиций в рейтинге товаров, приобретаемых на иностранных онлайн-площадках. Доли их покупателей составляют 14% и 7,9% соответственно.
Между тем невысокую популярность в структуре трансграничной онлайн-торговли занимает мелкая бытовая техника. Доля россиян, покупавших эти товары в отечественных онлайн-магазинах, составляет около 20%, в то время как в зарубежных интернет-магазинах мелкую бытовую технику покупают лишь 6% россиян, имеющих опыт трансграничных покупок. Однако это, пожалуй, единственное различие в структуре онлайн-покупок, совершаемых россиянами в зарубежных и отечественных интернет-магазинах.
Рост покупок в зарубежных интернет-магазинах лишний раз подтверждает высокую конкуренцию, которую уже сегодня иностранцы обеспечивают отечественным интернет-магазинам и магазинам fashion-рынка. С единственной целью – сэкономить –россияне все чаще прибегают к зарубежной онлайн-торговле.
Нынче не до грибовКак отмечают эксперты, с января по март 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года покупки ювелирных изделий в России сократились на 40%. В результате роста курсов валют сырье подорожало в два раза, и, скорее всего, индустрия сократится также вдвое.
По данным Всемирного золотого совета (WGC), доля России на мировом ювелирном рынке сократилась с 3,16% до 1,96%. При этом Россия занимает пятое место по объему золотого запаса, впереди – США, Германия, Италия и Франция.
По данным Росстата, производство ювелирных изделий в России в январе сократилось на треть. Тогда в Гильдии ювелиров России прогнозировали, что индустрия может сократиться на 40-45%, а к осени падение может стать двукратным.
В конце 2014 года спрос на ювелирные изделия, как и на бытовую технику и косметику, вырос примерно на 15% по сравнению с концом 2013 года. Однако с начала года россияне стали обходить стороной ювелирные магазины, ссылаясь на тяжелые времена. Нынче, что называется, не до грибов.
Новый автомобиль не потянутьО покупке нового автомобиля в ближайшие три года задумываются только 14% россиян, да и те не хотят брать кредит в банке, а надеются накопить самостоятельно.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), среди тех, кто планирует покупку автомобиля, только 25% готовы рассмотреть варианты автокредитования, остальные уверены, что выгодных условий по автокредитам сейчас нет. Кроме того, потенциальные заемщики не уверены, что в условиях кризиса смогут обслуживать долг.
Таким образом, новый автомобиль из средства передвижения для многих россиян опять превращается в роскошь, особенно с учетом дополнительных трат, связанных с его обслуживанием.
Домашний телефон – роскошь или средство связи?На сегодняшний день одной из тенденций, как это ни удивительно, является полный отказ от домашней международной и межгородской проводной связи. Не смотря на то, что пока далеко не все жители России осведомлены о возможности позвонить в другой город, страну или даже на другой континент абсолютно бесплатно, используя для этого персональный компьютер, планшет или даже обычный смартфон, все равно количество людей, желающих отказаться от таких возможностей стационарного телефона, постоянно растет.
Так, за 2014 год от домашнего телефона отказались 2,5 млн человек, что составляет 7% абонентов. Операторы потеряли за год 16 млрд рублей. В лидерах, разумеется, компания «Ростелеком».
При этом прогнозы экспертов на тему, захотят ли россияне и дальше отключаться от стационарных телефонов, достаточно сильно разнятся. Так, одни считают, что здесь действует закон трех факторов, как то: выгода, удобство, необходимость. А потому, безусловно, тенденция продолжится. В ближайшие 3-5 лет количество домашних телефонов сократится до минимальных показателей.
В то же время другие эксперты считают, что Россия - страна с большой долей пожилого населения, для которого домашний телефон является социальной защитой (скорая помощь, полиция, общение с близкими). В этой связи запас прочности домашних телефонов составляет как минимум еще 10 лет.
Так или иначе, при наличии мобильной связи и интернета, от которых отказаться уже никто не в силах, домашний телефон для многих становится необязательным предметом связи, а значит, и расходы на него можно исключить, особенно сейчас, в период кризиса.
© Информационное агентство Русский Запад по материалам, «Ведомости», РБК, Slon.ru, «Российская газета», «Невское время»