Как ведет себя потребитель в кризис? Очень просто и предсказуемо. Он начинает меньше тратить. Когда его доходы падают, когда его настигает неизвестность, и он не понимает, чего ждать завтра, еще меньше тратит. А на чем больше всего экономит потребитель? На всем, без чего может обойтись. Очевидно, рестораны – это первое, от чего он готов отказаться.Данную версию подтверждает исследование холдинга «Ромир», который обнародовал итоги очередного опроса. Так, 34% россиян стали экономить на ресторанах из-за роста цен, еще 29% - полностью перестали в них питаться.
Участникам опроса было предложено поделиться мнением относительно изменения цен на различные виды товаров и услуг в последние шесть месяцев. Среди опрошенных 32% полагают, что рестораторы подняли цены за последние полгода более чем на 30%, а 25% оценивают подорожание еды в заведениях общепита в 40%.
Многие отметили, что в ресторанах началась тотальная экономия. Из блюд исчезают ингредиенты, а порции уменьшаются прямо на глазах, и все это сопровождается ростом цен.
Вместе с тем 43% участников опроса не заметили изменения цен, 37% продолжают посещать рестораны, как и раньше. В большей степени это связано с определенной привязанностью к бренду или месту. Например, чем сильнее клиент любит пить по утрам кофе в кафе, тем позже он от него отказывается. Чем сильнее клиенту нравятся какие-то особенности кафе, тем дольше он позволяет себе это. При этом он начинает меньше тратить, чем раньше, например, вместо кофе и круассана берет только кофе.
В настоящее время в основном страдают от кризиса рестораны среднего и средневысокого ценового сегмента: те заведения, клиентам которых пришлось сокращать много видов своих расходов. А таких расходов оказалось достаточно: обучение детей в хорошей школе, привычка к качественному отдыху, хорошее питание и фитнес.
В меньшей степени страдают предприятия быстрого питания, поскольку траты на них даже у бедных людей, как правило, погоды для их бюджета не делают. Конечно, посещать фаст-фуды они стали реже, но вряд ли забросят это совсем. К тому же часть клиентов демократичных ресторанов начала посещать их чаще. Но замены демократичных ресторанов фаст-фудом не происходит и не произойдет никогда. Эти клиенты просто начали питаться дома.
Дорогие рестораны сейчас теряют часть публики, которая посещала их из соображений престижа, хотя по доходам они могли позволить себе только демократичный сегмент. Так что дорогие рестораны несут тяжелые, но не фатальные утраты. Умирают те, кто и до кризиса был еле жив, поэтому небольшое снижение доходов для них стало смертельным.
Как отмечают специалисты, у калининградских посетителей кафе и ресторанов становится все меньше денег на полноценный обед. Как ожидается, ситуация может ухудшиться к осени: риску закрытия в Калининграде подвержены рестораны, которые занимают арендованные площади. А таких – порядка 80% от общего количества.
Несмотря на то, что сумма среднего чека этим летом увеличилась примерно на 10%, цены в ресторанах возросли примерно на треть. То есть, фактически, средний чек уменьшился, и посетители в среднем заказывают на 20% меньше, чем год назад.
Чаще всего посетители заведений отказываются от десертов, салатов и закусок, а берут в основном горячее и напиток. Кроме того, чтобы сэкономить, клиенты переходят на более дешевые напитки. Калининградцы также стали чаще предпочитать посещать заведения в пределах своего района, чтобы не тратиться на такси.
©
Информационное агентство Русский Запад, по материалам: retail.ru, restcon.ru