Согласно результатам опроса, проведенного компанией "Левада-центр",
нынешний рост цен более половины опрошенных россиян (59%) связывают с
падением курса рубля и обесцениванием денег, 49% — с падением цен на
нефть, а 29% — с обменом санкциями между Россией и Западом. Опрос
проводился 21-24 августа 2015 года среди 1600 человек старше 18 лет в
134 населенных пунктах России из 46 регионов страны.Подавляющее большинство россиян считают, что сегодня лучше приобретать продовольственные продукты местного производства. На вопрос, какие продукты сейчас лучше приобретать, 91% опрошенных ответили, что отечественные. При этом импортные продукты готовы выбрать лишь 6% россиян.
Впрочем, опираясь на результаты недавнего опроса 462 жителей Калининграда, здесь вывод несколько разнится с общероссийским. Так, по разным причинам ограничивают себя в потреблении продуктов 73% опрошенных, не обращают внимания на страну-производителя - 48%, приобретают часть продуктов за границей - 51%, отдают предпочтение отечественному - лишь 49%.
В отношении одежды и обуви респонденты не так категоричны: 48% опрошенных поддерживают отечественного производителя, а 44% предпочитают импортные товары.
Относительно товаров повседневного спроса 32% граждан ответили, что предпочитают приобретать "товары известных марок с оптимальным сочетанием цены и качества", 28% — предпочитают "наиболее качественные товары производства России и СНГ", а 26% признались, что покупают "самые дешевые товары местного производства".
По словам 69% опрошенных россиян, последние два-три месяца они стараются приобретать более дешевые продукты и предметы первой необходимости.
А между тем продукты питания в России продолжают дорожать с опережением инфляции. В этой связи вовсе неудивительно, что россияне пытаются максимально экономить. Правда, если покупку непродовольственных товаров еще можно хоть как-то отложить на потом, то на продуктах питания экономить уже сложнее.
В то же время благодаря эмбарго (ответные меры на санкции Запада) в РФ наращивается местное продовольственное производство. В частности, производство сыра в России переживает буквально ренессанс. Теперь граждане могут приобретать моцареллу из Твери, фету из Вологды, а камамбер из Краснодара. На полках российских магазинов – пусть не слишком огромный ассортимент сыров (как ранее), но вполне достойный и по адекватной цене.
Эксперты считают, что российские власти принимают меры по созданию самодостаточного сельскохозяйственного сектора. Кроме того, в местном производстве более короткие цепочки поставок, производители могут лучше их контролировать. Эти факторы могут обеспечить успешное развитие пищевой промышленности в России.
Одновременно с этим малый бизнес в РФ готов к импортозамещению. Об этом свидетельствуют результаты опроса малого и среднего бизнеса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).
Примерно у 71% компаний объемы выпуска и реализации продуктов и услуг во втором полугодии 2014 года не увеличились, у многих из них даже уменьшились. Несмотря на это, предприниматели выражают готовность к импортозамещению.
Основной причиной отказа от инвестиционных планов стал экономический кризис, сопровождающийся низкой доступностью финансирования. Увеличить выпуск продукции смогли 29% представителей малого и среднего бизнеса. При этом чем моложе компания, тем вероятнее прогнозируется прирост.
Отрицательные финансовые показатели, с которыми большинство компаний завершили 2014 год, не помешали предпринимателям строить положительные прогнозы в части импортозамещения. Около 24% опрошенных уверены в том, что их продукция и услуги смогут заместить на внутреннем рынке зарубежные аналоги. Еще 11% лишь предполагают такую возможность. В свою очередь, 29% участников исследования, напротив, признались, что их компания составить конкуренцию импорту не в состоянии.
По мнению экспертов, малый и средний бизнес может иметь преимущества в отраслях, связанных с пищевыми продуктами: сельское хозяйство, садоводство, растениеводство и рыболовство.
Готовых конкурировать с зарубежными брендами больше среди малых компаний, нежели средних: 37% против 32%. С одной стороны, это частично связано с присущей малым предприятиям гибкостью, которая позволяет им быстрее адаптироваться к потребностям рынка и направлять свои силы на выпуск новой продукции. С другой стороны, оптимизм может объясняться недостаточной информированностью о конкурентоспособности своей компании.
В целом по результатам исследования можно сделать вывод, что довольно большое количество предпринимателей сохраняют оптимистичный настрой по поводу их будущего и возможного импортозамещения, несмотря на происходящие в стране события. Это значит, что бизнес, как минимум малый, видит перспективы к росту.
© По материалам РИА Новости, www.retail.ru