Импортные продукты по-прежнему популярны в России, и на них граждане
тратят все те же деньги. Такой вывод сделали эксперты Российской
академии народного хозяйства, Всероссийской академии внешней торговли и
Института Гайдара.Согласно результатам исследования, население
страны тратит на иностранные продукты столько же, сколько и в 2014 году,
но в натуральном выражении объем покупок стал существенно меньше.
Эксперты
говорят, что в стране происходит некое импортозамещение, но весьма
слабое. В долларовом исчислении существенно меньше ввозится продукции,
но если перевести в рубли, то продовольствия ввозится в рублях столько
же, сколько и ввозилось. Значит, россияне в рублях тратят все ту же
сумму на импортную продукцию. Но так как в натуре ее завозится меньше,
то, соответственно, просто меньше покупается.
По данным
экспертов, на фоне импортозамещения продукты питания подорожали от 8 до
40%, в частности мясо - до 8,5%, молоко - более 10%, хлеб - почти на 16%,
сыры - более чем на 18%, сахар и подсолнечное масло – свыше 40%.
Между
тем эксперты предполагают, что Россия не сможет покрыть потребности
мяса, молока и сыра. Так, Счетная палата прогнозирует дефицит этих
продуктов в следующем году. Причина в том, что в производстве часто
используется импортное сырье из стран, попавших под эмбарго.
Эксперты
также отмечают, что в процессе импортозамещения возникают проблемы со
спросом, поскольку покупатели воздерживаются от «российских аналогов
из-за их пониженных потребительских характеристик». И не стоит ждать
«голосования рублем» за отечественную продукцию в случае ее
качественного ухудшения.
Мнения столичных экспертов
подтверждаются данными с региональных рынков. В частности, несмотря на
высокую разницу курса рубля к злотому, жители Калининградской области
по-прежнему выезжают в соседнюю Польшу за товарами первой необходимости.
Россияне там приобретают продукты питания, в том числе молоко и
мясо-молочные продукты, бытовую химию и одежду.
Вместе с тем поляки признают, что за 9 месяцев 2015 года они получили на 15% меньше
дохода от калининградцев по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Очевидно, что это снижение связано исключительно с падением курса
российского рубля по отношению к польскому злотому, но никак не с
падением интереса калининградцев к польским товарам.
По данным
исследования кандидата экономических наук, доцента БФУ им. И.Канта
Натальи Лукьяновой (опрошено 462 жителя Калининградской области), в
настоящее время по разным причинам ограничивают себя в потреблении
продуктов 73% калининградцев, не обращают внимания на
страну-производителя - 48%, приобретают часть продуктов за границей -
51%, отдают предпочтение отечественному - 49%, тратят более 50% дохода
на питание - 56%.
В заключение следует отметить, что
экономический кризис в стране сильно изменил отношение покупателей к
акциям, скидкам и программам лояльности. По данным исследовательской
компании Nielsen, сегодня каждый четвертый покупатель ищет скидку,
каждый третий - покупает только самое необходимое, 28% ищут акции внутри
магазина. Основное предпочтение люди отдают скидке в цене, 36% хотели
бы получить в подарок дополнительный товар, и 34% выбирают возможность
накопления баллов, чтобы впоследствии ими расплатиться за товар.
© По материалам Business FM, retail.ru