Вялотекущий процесс импортозамещения

05.11.2015 13:00
   


Ставка на фермеров?
Импортные продукты по-прежнему популярны в России, и на них граждане тратят все те же деньги. Такой вывод сделали эксперты Российской академии народного хозяйства, Всероссийской академии внешней торговли и Института Гайдара.

Согласно результатам исследования, население страны тратит на иностранные продукты столько же, сколько и в 2014 году, но в натуральном выражении объем покупок стал существенно меньше.

Эксперты говорят, что в стране происходит некое импортозамещение, но весьма слабое. В долларовом исчислении существенно меньше ввозится продукции, но если перевести в рубли, то продовольствия ввозится в рублях столько же, сколько и ввозилось. Значит, россияне в рублях тратят все ту же сумму на импортную продукцию. Но так как в натуре ее завозится меньше, то, соответственно, просто меньше покупается.

По данным экспертов, на фоне импортозамещения продукты питания подорожали от 8 до 40%, в частности мясо - до 8,5%, молоко - более 10%, хлеб - почти на 16%, сыры - более чем на 18%, сахар и подсолнечное масло – свыше 40%.

Между тем эксперты предполагают, что Россия не сможет покрыть потребности мяса, молока и сыра. Так, Счетная палата прогнозирует дефицит этих продуктов в следующем году. Причина в том, что в производстве часто используется импортное сырье из стран, попавших под эмбарго.

Эксперты также отмечают, что в процессе импортозамещения возникают проблемы со спросом, поскольку покупатели воздерживаются от «российских аналогов из-за их пониженных потребительских характеристик». И не стоит ждать «голосования рублем» за отечественную продукцию в случае ее качественного ухудшения.

Мнения столичных экспертов подтверждаются данными с региональных рынков. В частности, несмотря на высокую разницу курса рубля к злотому, жители Калининградской области по-прежнему выезжают в соседнюю Польшу за товарами первой необходимости. Россияне там приобретают продукты питания, в том числе молоко и мясо-молочные продукты, бытовую химию и одежду.

Вместе с тем поляки признают, что за 9 месяцев 2015 года они получили на 15% меньше дохода от калининградцев по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Очевидно, что это снижение связано исключительно с падением курса российского рубля по отношению к польскому злотому, но никак не с падением интереса калининградцев к польским товарам.

По данным исследования кандидата экономических наук, доцента БФУ им. И.Канта Натальи Лукьяновой (опрошено 462 жителя Калининградской области), в настоящее время по разным причинам ограничивают себя в потреблении продуктов 73% калининградцев, не обращают внимания на страну-производителя - 48%, приобретают часть продуктов за границей - 51%, отдают предпочтение отечественному - 49%, тратят более 50% дохода на питание - 56%.

В заключение следует отметить, что экономический кризис в стране сильно изменил отношение покупателей к акциям, скидкам и программам лояльности. По данным исследовательской компании Nielsen, сегодня каждый четвертый покупатель ищет скидку, каждый третий - покупает только самое необходимое, 28% ищут акции внутри магазина. Основное предпочтение люди отдают скидке в цене, 36% хотели бы получить в подарок дополнительный товар, и 34% выбирают возможность накопления баллов, чтобы впоследствии ими расплатиться за товар.

© По материалам Business FM, retail.ru
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 1041 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты