Торговля в супермаркете.
Текущий экономический кризис в стране в отличие от предыдущих кризисов не имеет перспектив к быстрому переходу к росту. При этом рост
продуктовых цен в России в 16 раз выше, чем в Европе. В этой связи цена,
качество и ассортимент товаров еще долго останутся ключевыми факторами
выбора потребителя. Как отмечают эксперты, в январе – октябре 2015 года заметнее всего в России выросли цены на овощи – на 6,6%, тогда как в Евросоюзе этот показатель составил 2,2%. Масла и жиры в российских магазинах подорожали на 2,5% (в странах ЕС – на 0,7%), а цена на молочные изделия, сыры и яйца увеличилась на 1,8% (на 0,2% в ЕС).
Хлебобулочные изделия и крупы в России поднялись в цене на 0,9%, а мясо и мясопродукты подорожали на 0,2%. В странах Евросоюза цены на эти продукты остались прежними.
Как сообщает Росстат, в целом продуктовая инфляция в России в январе – октябре 2015 года составила 11,2%, в то время как в ЕС продовольствие подорожало в среднем на 0,7%.
Максимальная с 2008 года инфляция в России была зафиксирована в 2014 году, она составила 11,4%. В конце 2014 года цены выросли в результате введения властями РФ продуктового эмбарго. Ограничение поставок из-за рубежа повлекло за собой рост продуктовой инфляции, и за год она достигла 16,7%.
По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора компании «INFOLine-Аналитика», продовольственный сегмент еще не заметил серьезных изменений рынка, в то время как в непродовольственном сегменте ситуация объективно хуже. Однако в физическом выражении снижаются оба сегмента. В течение 2015 года в денежном выражении растут расходы на продукты, лекарства, косметику и детские товары. Все остальные сегменты снижаются даже в рублях.
Аналитик также отмечает и другие заметные тенденции на продуктовом рынке. В частности, все больше появляется специализированных сетей – только мясо, только здоровые продукты и пр. Кроме того, активно развивается формат "жесткий дискаунтер". При этом в ритейле улучшается качество цепочки поставок для снижения издержек. С точки зрения ассортимента на рынке увеличивается число товаров с низким качеством, а также растет доля частных марок и локального ассортимента в регионах.
Для несетевой продовольственной торговли важнейшее значение имеет торговля нелегальным алкоголем, в том числе круглосуточная. Во многом именно благодаря ей она и существует и, к сожалению, успешно конкурирует с сетями, которые вынуждены строго соблюдать закон.
По словам Илоны Лепп, генерального директора компании «Nielsen Россия», для потребителя сегодня самым привлекательным фактором является не базовая цена, а скидки и специальные предложения. При этом Россия сейчас находится в конце рейтинга стран по индексу доверия потребителей.
Самыми оптимистичными странами в мире по индексу доверия потребителей, согласно данным Nielsen, являются страны из Азиатско-Тихоокеанского региона. В общем списке 61 страна, они регулярно исследуются компанией, Россия находится на 47-м месте.
Эксперт отмечает, что по итогам четвертого квартала 2015 года настроения и европейских и российских потребителей будут далеки от оптимистических. Вслед за падением потребительских настроений произойдет и ослабление энтузиазма ходить в магазины, совершать покупки. Экономический фактор остается главенствующим и вносит больший вклад в снижение потребительских настроений.
Кроме того, в России продолжится сокращение посещений мега-моллов, массовых мероприятий - концертов, мюзиклов, театральных постановок. Россияне все чаще будут отказываться от путешествий как в теплые страны, так и в Европу.
Единственная категория товаров, которой в меньшей степени коснется спад потребительских настроений, - это товары повседневного спроса и продукты питания. Однако приобретать их будут скорее в дискаунтерах и магазинах формата "У дома", чем в крупных торговых объектах.
Спад потребительских настроений формировался, по данным исследователей рынка, с начала 2015 года. Сокращение затрат на крупные покупки, отказ от поездок, развлечений вне дома и походов в рестораны формировались изначально в результате роста цен, ослабления национальной валюты, сокращения доходов россиян.
В 2015 году потребительское доверие россиян уже обновило свой исторический минимум, это произошло в первом квартале, когда индекс упал на уровень ниже уровня 2009 года до 72 пунктов. Низкое потребительское доверие говорит о том, что люди преимущественно в негативном ключе оценивают состояние рынка труда и ситуацию с личными финансами в ближайшем будущем, а также, что важно для бизнеса, их готовность тратить деньги - низкая.
© По материалам Retail.ru