В 2015 году расходы россиян на покупку мебели упали до уровня 2005 года и составили 0,62% от общего числа покупок. Падение продаж коснулось не только маленьких магазинов, но и специализированных мебельных гипермаркетов.
Как правило, кризис
наступает раз в 5 лет и продолжается в течение одного года. При этом рынок
теряет до 30%, а потом на протяжении четырех лет наверстывает упущенное. Так
было после 1998, 2003, 2008 годов. Многие думали, что после кризиса 2013 года,
в 2014 году рынок начнет расти, но этого не произошло и более того продажи в
целом упали на 5%. Производители начали закрывать собственные магазины, а
независимые розничные сети, не выдерживая конкуренции, уходить с рынка.
Паника, возникшая в декабре 2014 года при скачке курса валют, привела к тому, что большинство своих накоплений россияне потратили на покупку различной техники, автомобилей и ювелирных украшений. Именно эта ситуация поспособствовала «замораживанию» продаж мебели в феврале 2015 года. Пик падения пришелся на середину весны, когда люди просто перестали тратить деньги на дорогие товары долгосрочного пользования. Как сообщил «Русскому Западу» президент Ассоциации производителей мебели в Калининградской области Михаил Майстер, в конце зимы российский мебельный рынок упал на 15-20%. Снизилась рентабельность производства из-за удорожания расходных материалов. Спрос на мебель сильно уменьшился, а конкуренция осталась высокой. Больше остальных с проблемами столкнулся импорт.
Кризис продолжается
В этом году розничные продажи мебели снизились на 11% и побили рекорд 2011 года. Реальные доходы населения уменьшились на более чем 10%. «В настоящее время мы наблюдаем изменение покупательского менталитета. Чем раньше игроки рынка признают, что падение уровня жизни россиян является долгосрочной тенденцией, тем лучше. Уже сегодня необходимо работать над созданием не привычных потребностей у потребителя, а их замещающих», - так оценивают ситуацию биржевой аналитик, ведущий BusinessFM Владимир Левченко на портале Retail.ru.
«Сегодня импортное сырье покупать не выгодно. С декабря прошлого года попытка перейти на отечественное сырье ничем хорошим не закончилась. Российские производители также поднимают цены по некоторым комплектующим. Издержки растут, растет и цена. Безусловно, нельзя поднять цену пропорционально росту издержек по одной простой причине, что доходы потребителей остались практически на прежнем уровне. Большинство домашних хозяйств не поспевают даже за продуктовой инфляцией, которая гуляет сегодня в пределах 30-40%. В 2015 году розничные продажи мебели в Калининградской области упали в среднем на 40%. Все работают над созданием новых моделей, может быть не таких вычурных, не настолько красивых, но отвечающим бюджетам домохозяйств, и возможностям клиентов», - рассказывал ранее «Русскому Западу» о сложившейся ситуации Михаил Майстер.
Поведение потребителей полностью изменилось. «В условиях нынешнего кризиса, недостаточно просто купить мебель, красиво расставить ее в магазине, дать, где только можно, рекламу и спокойно ждать на диване, что все раскупят в кратчайшие сроки. Сегодняшнему покупателю необходимо больше дополнительных сервисов и индивидуальный подход», - отмечает директор крупнейшей мебельной компании России «Квейк» Олег Ретанов.
В течение ближайшего года аналитики прогнозируют до 30% банкротств среди российских производителей мебели. Это может привести к тому, что в скором времени рынок уменьшится и оставшиеся на нем игроки смогут выровнять свои мощности на уровне, близком к докризисному. Как сообщает порталу Retail.ruоснователь Международного мебельного кадрового центра Сергей Александров, пул и количество игроков мебельного рынка уже поменялись. Рынок очищается, и рост наблюдается только у тех, кто успел подстроиться под новые правила игры.
Кто победит?
Российский мебельный рынок находится в очень сложной, практически безвыходной, ситуации. Вдобавок, доступ к кредитам почти полностью перекрыт. Как заявил глава ВТБ Андрей Костин, 13 октября 2015 года, на форуме «Россия зовет», кредитовать малый и средний бизнес (МСБ) нет смысла, для банков это потенциально невозвратные деньги. Проблемы МСБ не решаются как на федеральном, так и на региональном уровне.
Особая ситуация у калининградского мебельного бизнеса. С 1 апреля 2016 года, в связи с отменой особой экономической зоны, в области перестанет действовать льгота, связанная с ввозной пошлиной. «Отмена льготы, безусловно, повысит налоговую нагрузку на бизнес. Мебель, произведенная в Калининградской области, подорожает в среднем на 15-20%. Региональному рынку станет сложнее конкурировать с российскими мебельщиками. Порядка 15% независимых фабрик и компаний закроются. Начнется, так скажем, совершенно новый этап развития калининградской мебельной промышленности», - подчеркивает Михаил Майстер.
В бизнесе останутся только те, кто действует без промедления, уделяют повышенное внимание ассортименту и сервису, взвешивают все «за» и «против», изучает тенденции потребителей.
© Информационное агентство Русский Запад