Стали больше пить?! Алкомаркет вошёл в ТОП-10 продуктовых ретейлеров

18.12.2015 14:00
   


В последние годы условия для продажи алкоголя и табака в России ужесточались. Официальная статистика утверждает, что люди стали меньше пить. Однако работа сетей, реализующих алкогольные напитки, говорит как раз об обратном.

Рейтинг против статистики

В 2006 году в силу вступили поправки к федеральному закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В 2009 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым была запущена антиалкогольная кампания, после чего была введена минимальная розничная цена на водку и другие алкогольные напитки, пиво приравняли к крепкому алкоголю, продажи ограничили по времени и месту. Потом взялись за табачную продукцию и приняли антитабачный закон, согласно которому были ограничены места для продажи табака и курения.

Стали ли наши граждане меньше пить и курить за эти годы? Официальные данные Росстата говорят: да. В 2013 году количество потребления алкоголя на душу населения сократилось до 11,6 литра, на 4,6 л меньше, чем в 2008 году. В 2014 году смертность от отравления спиртными напитками упала до 8,9 на 100 тысяч человек. Уменьшилось количество курильщиков. Если в 2008 году курило 33,7% взрослого населения страны, то в 2013 году якобы уже только 28,3%.

Статистике противоречит актуальный рейтинг самых быстрорастущих компаний России от «Росбизнесконсалтинг» (РБК). По данным аналитического обзора РБК, в 2015 году выручка крупнейшей российской алкогольной сети «Красное&Белое» вырастет приблизительно на 80% и составит порядка 85 млрд рублей, дойдя до седьмого места в рейтинге крупнейших продуктовых (!) ретейлеров.

В этом уверен директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров: с такими показателями алкогольная сеть стопроцентно попадет в ТОП-10 крупнейших продуктовых сетей России по итогам 2015 года. «Данные по выручке «Красное & Белое» уникальны для рынка продуктовых сетей», - отмечает Бурмистров (цитаты здесь и далее: РБК).

По прогнозам экспертов, в 2015 году у десяти крупных ретейлеров прирост выручки в среднем составит 21%. Один из лидеров рынка сеть «Магнит» в начале текущего года рассчитывала на рост выручки в районе 28 - 32%, но уже в августе снизила свой прогноз до 26 - 28%. «Дикси» прогнозировала рост на 20 - 25%, однако также понизила его до 16 - 20%.

Как сообщает «РБК», вторая по количеству магазинов алкогольная сеть «Бристоль», владельцами которой являются «короли табака» Игорь Кесаев и Сергей Кациев, не раскрывает своих финансовых показателей за 2015 год. По словам управляющего сети Алексея Топоркова, выручка компании за этот год увеличится в два раза и составит более 15 млрд рублей (по прогнозам: 35-е в рейтинге крупнейших ретейлеров за 2015 год).

Рост на кризисе и низкой марже

Такое существенное увеличение выручки в 2015 году крупнейшим сетям алкомаркетов, в первую очередь, обеспечивает огромное количество их магазинов небольшой площадью до 90 квадратных метров. По состоянию на декабрь 2014 года, сеть «Красное & Белое» насчитывала 1 704 точек продаж, на сегодняшний день около 2,5 тысяч. Сеть «Бристоль» в прошлом году имела 1 107 магазинов, сегодня уже почти 2 тысячи.

«Помимо этого сеть «Красное & Белое» увеличила выручка за счет расширения ассортимента, - считает Михаил Бурмистров (цитата: РБК). – Основные продажи, конечно же, составляет алкогольная продукция, но сеть постоянно работает над пополнением ассортимента сопутствующими товарами. Многие, кто приходит купить алкоголь, покупают и продукты».

По словам поставщиков «Красное & Белое», сеть не занимается импортом алкоголя, но реализует продукты неизвестных брендов. Как рассказал «РБК» основатель  «Красное & Белое» Сергей Студенников, основным принципом торговли сети является работа «на грани рентабельности». Валовая маржа сейчас в сети держится на уровне 26 - 27%, что ниже среднеотраслевой на 2%-3%. Когда минимальная цена на водку составляла 220 рублей за 0,5 литра, у сети был самый широкий ассортимент по такой стоимости, сообщает РБК. Чтобы иметь низкие цены, более 30 видов товаров сеть «Красное&Белое» выпускает под собственными торговыми марками. По словам одного из поставщиков сети, огромным плюсом является то, что сеть не берёт никакой платы за право торговли в их магазинах.

По данным исследования компании «PwC», треть потребителей уменьшили расходы на продукты, еще треть респондентов покупают товары менее дорогих брендов, четверть населения следит за промоакциями и делает покупки во время их проведения, пятая часть россиян стала клиентами более дешевых магазинов. «Покупатели сейчас ходят за покупками в основном в маленькие магазины», - подчеркивает Алексей Топорков в интервью с РБК. – У большинства людей просто нет денег, а в больших магазинах траты всегда выше».

С этим утверждением не согласен аналитик «ВТБ Капитал» Николай Ковалев. По его словам, относительный успех магазинов «у дома» связан с меньшим ассортиментом непродовольственных товаров. «А в кризис люди стали чаще отказываться именно от непродовольственных товаров», - считает Николай Ковалёв.

Зато потребители не готовы отказываться от алкоголя.

© Информационное агентство Русский Запад