Кризис меняет ретейлеров

25.12.2015 16:00
   


Масштабное развитие розничных сетей начнется только после стабилизации экономической ситуации

В 2015 году российский ритейл переживает свой не лучший период. Санкции со стороны Запада, сокращение доходов населения, ослабление рубля по отношению к другим валютам, все это заставляет  крупные розничные сети меняться, оперативно реагируя на изменившиеся условия рынка и запросы потребителей.

Реалии продуктового ретейла

Эмбарго, запрещающее ввоз в Россию солидной части продовольственного импорта из США, ЕС, Норвегии и многих других стран, вынуждает розничные сети задумываться о смене каналов поставок и кардинально перестраивать логистику. Каналы поставок существенно сузились, перевернув привычные принципы работы с поставщиками, которые были отлажены за многие годы. Крупным ретейлерам приходится фокусироваться на тех странах, которые ещё разрешены.

«Большинство товаров, ввоз которых под запретом в России из-за контрсанкций, уже заменено, - делится с «Русским Западом» коммерческий директор торговой сети «Вестер» Наталья Каминская. - Преобладающее количество поставщиков требует предоплату в 100%-ном объёме, соответственно условия поставок ухудшились.  Сертифицированный товар достойного качества по привлекательной цене приходится искать.  И это нам удаётся, поэтому наши покупатели могут приобретать то, что им необходимо, по выгодной цене.

Введение санкций существенно повлияло на спрос продукции в категории «овощи-фрукты». Наши климатические условия позволяют местным фермерам выращивать привычные калининградскому потребителю картофель, капусту белокочанную, морковь, свеклу, репчатый лук. Однако в период, когда происходит смена урожая (он приходится на конец весны и начало лета, то есть когда заканчиваются старые запасы, а новые ещё только выращиваются),на рынке образуется вакуум.  Ведь раньше этот период розничные сети заполняли товарами голландских и польских производителей, у которых развиты тепличные технологии выращивания овощей.

«Если в 2014 году LFL-продажи (показатель, который используют для  сравнения текущего периода к  аналогичному предыдущему – Прим. РЗ) к показателям 2013 года в данной категории товаров увеличилась на 23%, то в 2015 году резко снизилась до 1,5%», - отмечает генеральный директор компании «Фрукторг» Олег Дружкин.

С 15 ноября 2015 года на ритейлеров навалилась транспортная нагрузка после ввода системы взимания платы за пользование федеральными трассами «Платон». «Это очередной оброк, который в сегодняшней экономической ситуации не должен иметь места, - отмечает  начальник отдела логистики «Вестер» Дмитрий Никольский.  - Однако государство решило таким образом пополнить бюджет за счет средств перевозчиков, вместо того чтобы их поддержать в условиях когда растут цены на топливо, запчасти, резину и ОСАГО.

Внедрение «Платон» несомненно, увеличит себестоимость товара. Перевозчик будет вынужден заложить это в стоимость доставки и в итоге, за все это заплатит потребитель. Новый транспортный налог распространяется у нас на 8 машин из 30, следовательно, чтобы доставить товар в Гусев, Советск, Черняховск, придется платить дополнительно, так как маршрут лежит по дорогам федерального значения» .

Поведение потребителей меняется

В конце 2015 года к уже существующим трудностям добавились и экономические факторы. Девальвация рубля,   сокращение  роста доходов населения привели к  снижению покупательского спроса и  оказали воздействие на рынок, существенно изменив его состояние.

Согласно опроса Фондаобщественного мнения показал, почти половина  россиян стали экономить, как на продуктах питания, так и на непродовольственных товарах.

По данным исследования компании «PwC» треть  потребителей уменьшили расходы на продукты, еще треть  респондентов покупают товары менее дорогих брендов, четверть  населения следит за промоакциями и делает покупки во время их проведения, пятая часть россиян стала клиентами более дешевых магазинов.

Как сообщают в торговой сети «Вестер», в основном поменялось отношение к супермаркетам и гипермаркетам.Ранее они привлекали потребителей огромным выбором, теперь же конкуренцию в ценовой политике им составляет формат «магазин у дома», его позиционирование в среднем и низком ценовом сегменте привлекает больше, плюс удобное расположение. К тому же на его содержание требуются сравнительно низкие затраты. По данным ритейлера, общий рост продаж в 2015 году относительно  2014 года в формате «гипермаркет» составил 1,6%, тогда как сеть магазинов «Сосед» за тот же период показала рост товарооборота на 16%.

По словам генерального директора торговой сети «Вестер» Артура Влодарчика, по предварительным данным, прирост общего товарооборота компании за год составит 4%. Средний чек вырастет  на 5%, однако такой рост не сопоставим с ростом инфляции. В первую очередь, это обуславливается снижением доли товаров непродовольственной группы, которая в сравнении с 2014 годом уменьшилась на 15%. Во-вторых, компания проводит агрессивную  промо-политику, фиксируя  торговую наценку на минимальном уровне на целые  группы товаров, имеющих социальное значение, стараясь по максимуму тормозить рост цен и быстро реагировать на спад потребительской способности.

«Бывают ситуации, когда цена поднимается одним из поставщиков (пускай он и крупный), а у другого ещё держится на прежнем уровне. Мы отдаём предпочтение тому, у кого стоимость ниже», – рассказывает Артур Влодарчик.

В результате пересмотра товарной матрицы торговые операторы делают акцент на тех товарных позициях, которые наиболее востребованы. Для покупателей появляются предложения с большим количеством товаров так называемой «первой цены», то есть максимально выгодного соотношения цена/качество, которые дешевле брендовой продукции.

Сбалансированное развитие

Несмотря на проблемы, торговая сеть «Вестер» продолжает работать согласно своей стратегии развития. В 2015 году компания провела капитальную реконструкцию гипермаркета на улице Интернациональной в Калининграде, благодаря чему он будет более технологичным и современным. На улице Старшины Дадаева будет возведен новый супермаркет. В 2016 году запланировано открытие гипермаркета в микрорайоне Сельма. Продолжается проектирование и работа по получению необходимых разрешений на строительство новых объектов.

В 2015 году торговая сеть провела третью ежегодную благотворительную акцию «Вестер - школам», по результатам которой 12 школ и 18 детских садов Калининградской области получили мобильные классы, интерактивные доски и множество других ценных призов. Партнёрами «Вестер» по данному проекту стали крупные европейские и отечественные предприятия, которые даже в период кризиса считают свою социальную ответственность неотъемлемой частью бизнеса. В новом 2016 году благотворительная программа непременно будет развиваться, а количество её участников и призовой фонд будут увеличены.

«Наряду с этими событиями невозможно игнорировать реалии, которые существуют в экономике нашей региона и страны в целом, - подчёркивает Артур Влодарчик. - Масштабное развитие торговой сети «Вестер» начнётся только после стабилизации экономической ситуации. Рисковать нам не нужно, развиваться будем сбалансированно, исходя из рентабельности уже работающего бизнеса».

© Информационное агентство Русский Запад