Два часа ночи в Калининграде, когда в среду, 16 декабря 2015 года, на портале «Новый Калининград» появляется «разоблачительная» статья «Донских vs Мухоморы: депутат пожаловался Владимиру Путину на мэра, его зама и её мужа». Давно зревший конфликт между общественным и частным интересом перешёл в публичную плоскость.
Издание рассказывает о коллективном письме, подписанном Сергеем Донских, депутатом городского Совета, собственником и гендиректором всех «БалтАвтоЛайнов» всея Калининграда, со товарищи. Бумага, как пишет портал, полна такими словами, как «рейдерский захват», «травля», «очернение», «расточительность», «коррупция», «отмывание миллиардов». Полный текст письма (ни больше ни меньше) президенту России до калининградской общественности не доводится. Но журналисты утверждают, что видели под ним подписи уже упомянутого Донских, а также других руководителей фирм, которые занимаются перевозкой пассажиров в Калининграде: исполнительного директора ООО «Анюй» Александра Лавренчука, гендиректора ООО «ПАП» Виктора Фомина, гендиректора ООО «Вест Лайн» Сергея Макарова и гендиректора ООО «ЗеленоградскТранс 2» Сергея Блохова.
Оказывается, «более 5 лет в Калининграде создаются невыносимые условия для работы пассажирского транспорта» (цитаты из письма перевозчиков здесь и далее – по «Новому Калининграду»). Для широкой общественности это звучит как гром среди ясного неба. Если не принимать во внимание мелкую грызню, всё это время казалось, что у частников неплохое лобби в городском Совете Калининграда (как минимум два депутата, непосредственно связанные с фирмами), да и администрация города старалась договариваться, а не конфликтовать. Что произошло вдруг такого, что потребовалось письмо главе государства?
Получить комментарии и рассказать об условиях работы частных автобусных предприятий «Русский Запад», зная о тлеющем противостоянии, пытался прямо из первых уст на протяжении последних трёх месяцев у зачинщика обращения. У господина Донских не нашлось ни времени, ни желания ответить на простые вопросы издания.
В «письме президенту» Сергей Донских, а кроме него никто из остальных указанных подписантов не замечен в обширном комментировании его содержания, сокрушается по поводу назначенного администрацией Калининграда конкурса на пассажирские перевозки в Калининграде. Депутат считает, что делать это не следует, поскольку разработанная маршрутная сеть никуда не годится. Главный упрёк в адрес городской администрации: её, дескать, «не устраивают частные перевозчики». Мэрия, мол, хочет их просто выдавить с городского рынка пассажирских перевозок. Донских призывает подождать вступления в силу ещё одного федерального закона и только тогда проводить конкурс.
Вслед за ночной челобитной государю на портале появляется обширное, явно не за утренние часы написанное интервью с «виновником торжества». Сергей Донских, успевший за 1,5 часа до публикации беседы написать заявление об уходе с поста руководителя комиссию по развитию дорожно-транспортного комплекса городского Совета Калининграда, в деталях излагает свои претензии.
Перевозчики, сомкнувшие ряды под знаменем Сергея Леонидовича, «не против покупать новый транспорт», рассказывает депутат. Он возмущается тем, что в год «по 330 миллионов рублей» уходит на содержание «Калининград-ГорТранса». А вот «если бы частникам выделили такие деньги, они бы давно приобрели новые автобусы», убеждает общественность частный перевозчик.
«Перевозчики лишь хотят, чтобы всё было по закону», – говорит в интервью глава «БалтАвтоЛайна». «Частные компании будут гораздо эффективнее работать, чем муниципальные», – убеждает всех Сергей Донских, чтобы оправдать этим свои просьбы главе государства.
Про «эффективность» и «по закону» читатели «Русского Запада», конечно, не дадут соврать господину Донских.
«Терять нечего»
Буквально месяц назад, 25 ноября 2015 года, «Русский Запад» поведал об одной из граней автотранспортной деятельности предприятий Сергея Донских. Под заголовком «Конвейер нарушений «БалтАвтоЛайн» газета привела краткий обзор того, что установил за последние шесть месяцев один только арбитражный суд, штрафуя компанию чуть ли не каждые 30 суток за то или иное попрание закона.
Видимо, частный перевозчик Донских полагает, что работа водителей по 16–17 часов в сутки (иногда и по два дня подряд в таком ритме) – это и есть требуемая «эффективность» для городского пассажирского транспорта в Калининграде. Другого мнения придерживаются не только организации, контролирующие безопасность людей в этой сфере. Трудно найти хоть одного вменяемого калининградца, который бы согласился с риском для жизни продолжать раскатывать в дряхлеющих автобусах с уставшими от многосуточных заездов наперегонки шофёрами за рулём. Многочисленные дискуссии, развернувшиеся в Интернете, только подтверждают этот вывод.
«Терять нечего перевозчикам, какая разница», – обосновывает своё обращение наверх Сергей Донских. Искренность – одно из самых ценных свойств Сергея Леонидовича. Жаль, проявляет он его нечасто. Потому что от продолжения такого рода деятельности частных перевозчиков потерять могут только горожане: начиная от здоровья и заканчивая жизнью. Уже не говоря о нервных срывах, опозданиях на работу и прочих побочных последствиях «конкурентной» борьбы на городских улицах.
28 августа 2014 года только чудо (точнее – густо разросшиеся кусты и мягкая почва, на которую годами сваливали листья при уборке улицы) спасло два десятка калининградцев от самого страшного, когда автобус №36 (оператор – ООО «ПАП», директор которого подписался под письмом В.В.Путину), пробив ограждение, улетел в ручей с пятиметровой насыпи на улице Киевской в Калининграде. Как выяснилось позднее, водитель снимал стресс различными напитками, после чего отправился в рейс. Разве это не повод поговорить об «эффективности» частных перевозчиков?! Но на этом они предпочитают не заострять внимание.
«Бесшабашно тратят»
Донских рассказывает в интервью «Новому Калининграду» о «доброй воле перевозчиков», перевозящих льготников, и тут же возмущается «неравноправными условиями», которыми администрация Калининграда планирует ущемить частников на новом конкурсе автобусных маршрутов. Мол, условия для «Калининград-ГорТранса» будут заведомо лучше. Отчего такой вывод про «неравноправие» и льготников?
Кому-кому, а Сергею Донских, заведовавшему профильной комиссией в горсовете, точно должно быть известно содержание акта проверки «Калининград-ГорТранса» годовой давности. Из него следует, что доля пассажиров-льготников, которых перевезло муниципальное предприятие, равнялась в 2012 году 64%, в 2013-м – 65%! Да, конечно, «Калининград-ГорТранс» не может рассказать про свою «добрую волю». У него никто не спрашивает. Для МКП льготники – это прямая обязанность, социальная роль и эффективный вклад в само существование Калининграда как сообщества горожан, а не конкурирующих друг с другом на каждой остановке частников.
Сергей Донских сообщает всё в том же интервью о «зарплате директора убыточного предприятия 140–150 тысяч», о том, как «бесшабашно тратятся бюджетные деньги» – на развитие «Калининград-ГорТранса».
Откровение и желание резать правду-матку пришли к депутату и генеральному директору «БалтАвтоЛайн» в показательный момент. А именно только тогда, когда нависла опасность над его частным предприятием. До этого его, очевидно, всё устраивало. Ниже травы, тише воды была его «гражданская позиция» и в августе 2015 года, когда тот же «Калининград-ГорТранс» закупал новые автобусы по договору лизинга. «Русский Запад» писал обо всех подозрительных моментах этой сделки с автобусным заводом в Минске. Моментах, которыми должны были заинтересоваться правоохранительные органы, если бы туда, к примеру, обратился Сергей Донских как депутат. Но, видимо, в тот момент совесть депутата спала.
Как следует из его беседы с «Новым Калининградом», только к середине декабря на Сергея Донских с его соратниками по автобусным перевозкам нашло озарение: они стали называть сделку «Калининград-ГорТранса» «коррупционной». Правда, при этом они не в состоянии подсчитать с калькулятором в руках процент переплаты за лизинг, называя цифры от 51 до 100%. Весь пафос нужен им, вероятно, только для борьбы с администрацией города.
Искать компромисс
Но перед городом стоят совершенно иные вызовы, нежели поддержка частных автобусных компаний в их разделении рыночного пирога пассажирских перевозок. Пассажиры надышались выхлопами прямо в салон, насмотрелись с замиранием сердца на автобусные гонки и наслушались хамства от кондукторов. Кто изменит ситуацию? Те, кто несколько лет пел нам в уши, что вот-вот станет работать лучше, но так и не стали?
После угроз не выпустить свои автобусы на линии в знак протеста против действий администрации Калининграда частные перевозчики наглядно показали, насколько они «надёжны» как партнёры. Их письмо в высшую инстанцию и помахивание своей 70%-ной долей на рынке перевозок привели только к одному: в конфликт теперь вовлечено и правительство Калининградской области.
Губернатор поручил провести беседы с главами компаний. Но их цель глава региона недвусмысленно обозначил заранее: «На городских маршрутах должны появляться новые автобусы. Все перевозчики говорят о готовности покупать транспортные средства, но при условии поднятия тарифа. Это отражается на стоимости билетов. Сегодня не самое лучшее время для этих решений. Здесь нужно искать компромисс» (цитата: пресс-служба правительства).
Самое последнее, что в таком компромиссе пригодилось бы самому Николаю Цуканову – это сохранение коптящих городской воздух автобусов и до чемпионата мира по футболу в 2018 году. Кто сможет гарантировать полное обновление своего автобусного парка, тот и выйдет победителем из конфликта.
На чьей стороне сейчас правительство, можно прочитать между строк в словах губернатора: «Мы исполним свои обязательства. Правительство Калининградской области поможет городской администрации до 2018 года провести модернизацию общественного транспорта, на эти цели будем выделять деньги Калининграду».
* Материал опубликован в газете "Русский Запад", выпуск от 23 декабря 2015 года.