Прошедший год ознаменовался для России постепенным, но неуклонным снижением стоимости нефти. За год нефть подешевела на 9,3% с 2,968 тыс. руб. за тонну до 2,690 тыс. руб. Но если россияне ожидали, что одновременно будет происходить снижение цен на бензин, то с этими надеждами можно смело распрощаться. Давайте разберемся, почему падение стоимости нефти отозвалось ростом потребительских цен на топливо.
Сразу необходимо отметить, что розничная торговля топливом представляет собой весьма выгодный источник получения доходов, поэтому от нынешней системы ценообразования никто не собирается отказываться.
Все дело в том, что в стоимость бензина заложены лишь 30% цены на нефть. Это незначительный показатель, не способный "обвалить" бензин в случае удешевления нефти. В прошлом году цена российской нефти снизилась на $46,37 (-47,5%), в декабре 2015 г. средняя цена российской нефти экспортной марки Urals составила уже $36,42 за баррель, сегодня, 15 января 2016 года, цена упала до $29,89
Еще один компонент цены бензина - акциз на топливо. Доход государства от реализации топлива составляет 28% от стоимости продукта. С топлива берется даже акцизный налог для того, чтобы искусственно увеличивать доход. На протяжении последних лет акцизная ставка для автомобильного топлива (без класса) росла плавно с 10,1 тысяч рублей за тонну в январе 2013 года до 11, 1 тысяч рублей за тонну в декабре 2014, а в конце января 2015 года акциз составил 13,3 тысяч за тонну.
Из оставшихся 42% от цены бензина львиную долю занимает транспортировка нефти или готового продукта. Кроме того, что компании платят акциз и закупают нефть, им необходимо доставить сырье и полученный продукт в пункты переработки и реализации. Основными видами транспортировки нефти и бензина по России остаются Ж\Д-сообщения и трубопроводы. За минувший год стоимость транспортировки также увеличилась.
И последний аспект, который сделал невозможным падение цен на бензин в России, это девальвация рубля. Так, по оценке Минфина, девальвация позволила российским нефтяникам заработать в 2015 г. около 400 млрд руб.
Кстати, тот же Минфин объявил, что в 2015 году налоговая нагрузка на нефтяной сектор серьезно снизилась - на 10%, поэтому жалобы на высокое налоговое бремя можно отмести.
Помимо того, российские нефтекомпании не стремятся сокращать расходы, поэтому и устанавливают высокие розничные цены для того, чтобы за счет граждан РФ заполнить дефицит прибыли.
Отсюда вывод: дальнейшее падение нефти не вызовет положительного эффекта для рынка топлива в России без положительных сдвигов в остальных моментах, определяющих цены на бензин.
© Информационное агентство Русский Запад