В Заостровье келейно ведутся
приготовления к частичной вырубке знаменитого реликтового леса. На всём
калининградском побережье это – единственный уцелевший сосновый бор. Именно
этот бор видят из своих окон обитатели государственной резиденции «Янтарь» в
Пионерском. Если планам чиновников-застройщиков суждено сбыться, то сосны
вскоре заметно поредеют. Из-за макушек деревьев вылезет искусственное
сооружение с набором антенн и излучателей.
Дом престарелых не случайно находится именно в Заостровье. Рядом не только море, но и замечательный сосновый бор. Проходя через него, морской бриз наполняется лечебным хвойным ароматом, даря здоровье людям.
О том, что сосновому бору угрожает опасность, жители Заостровья узнали случайно: наткнувшись на обычной прогулке на буровую технику у крутого прибрежного склона и десятки помеченных разной краской деревьев.
Помеченные деревья в сосновом бору в Заостровье (у Пионерского Калининградской области) - что их ждёт? Как тут пройдёт тяжёлая техника?
Что это? Вырубка деревьев?! Подготовка к постройке отеля? Местные общественники вызвали полицию и обратились к СМИ. «Русский Запад» провёл собственное расследование.
Сжиженный газ и круизные лайнеры
Сражение
за сохранность соснового бора на балтийском побережье начал ещё… Валерий
Губаров. Как ни странно, именно он, взяв на себя, возможно, чрезмерные
полномочия, издал в 2006 году постановление о запрете въезда автомобилей «в
лесной массив пос. Заостровье». Глава Зеленоградского района опасался диких
шашлычников, которые своим «культурным отдыхом» могли вызвать нешуточный лесной
пожар. При таких размерах сосновый бор выгорел бы полностью как свечка - за
один день. Но пронесла нелёгкая.
Поляна под застройку? То самое место, где общественники обнаружили буровые работы, которые пришлось останавливать при помощи полиции.
10 лет спустя глаз на сосновый бор положило серьёзное федеральное ведомство – Росморпорт. При чём здесь они? А притом, что в Пионерском планируют строить большую гавань для круизных лайнеров и рядом же терминал для приёма судов со сжиженным газом. Мореплавание всегда находилось под особым надзором. И Росморпорт решил заранее позаботиться о безопасной навигации для судов. Для неё нужен маяк, на который навесят (установят) массу аппаратуры. И другого места для него, кроме как в сосновом бору нет?!
ГМССБ в помощь
В сентябре 2015 года на госзакупках окончательно разыграли 250-миллионый подряд на проектирование международного терминала для приёма круизных судов в Пионерском. Планку взяли высокую. На рейде у госрезиденции «Янтарь» должны стать самые большие пассажирские лайнеры мира – лишь бы хватило глубины Балтийского моря. Тут-то в министерстве транспорта и вспомнили, что для обеспечения безопасности мореплавания надо что-то делать.
В мире существует так называемая Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ). Система разделяет мировой океан на четыре района, в каждом из котором повышаются возможности экипажей судов получить незамедлительную помощь с берега. Морские районы А4 покрываются, например, только спутниковой связь, а вот морской район А1 должен находиться в зоне действия по крайней мере одной береговой УКВ-радиостанции, обеспечивающей непрерывное наблюдение и радиообмен на дистанции в 30 морских миль. Деньги на модернизацию ГМССБ выделяются по федеральной целевой программе. Ах, это сладкое словосочетание – «освоение бюджетных денег»…
Освоение денег на побережье
Чем
дороже объект, чем сложнее он в строительстве, тем масштабнее освоение. Место
для нового объекта ГМССБ и СУДС (система управления движения судов) выбрали
аккурат в том месте, где в заостровском сосновом бору уже просматривается берег
моря. До песчаного обрыва – 70 метров. Уютная полянка, которой предстоит
раздаться и вглубь, и вширь.
Дикий очаг за пределами соснового бора. Реликтовый лес может выгореть за один день, если начать в нём строительные работы, которые приманят сотни любителей заехать в чащу и пожарить шашлыки.
Сколько снесут деревьев, пока неизвестно. Но если вышка будет не менее 50 метров, то как она туда попадёт, даже разобранная по частям? В любом случае через сосновый бор пойдёт серьёзная строительная техника. Это сейчас, благодаря стараниям местных общественников, дорога в лес для безголовых любителей отдыха на дикой природе перекрыта. Пешком – милости просим, но на автомобиле – проехать уже нельзя. Сними один шлагбаум, и туда попрёт неоднородная масса любителей развести костёр и оставить после себя горы мусора. Даже небольшая стройка в сосновом бору может привести к необратимым последствиям. Что уж говорить о целом антенном сооружении?
Альтернатив полно!
При этом альтернатив этом уникальному месту даже в самом Заостровье много. Взять хотя бы существующий маяк, который верой и правдой служит одному из силовых ведомств. Стоит он как раз на опушке соснового бора.
Можно
было бы подумать ещё о восстановлении наблюдательной вышки на мысе Гвардейском.
Её несколько лет назад окончательно добило Балтийское море. Но место там и
удобнее, и логичнее.
Бывшая наблюдательная вышка у Заостровья. Точнее то, что от неё осталось. Здесь вполне можно было бы соорудить новое мачтовое сооружение.
Пока же жители Заостровья всерьёз опасаются, что реликтовому сосновому бору с началом этой постройки придёт окончательный… конец.
Неужели, чтобы открыть путь океанским лайнерам в Пионерский, так необходимо уничтожать этот уникальный уголок природы на берегу Балтийского моря?
Не разрушить природный баланс!
В такой ситуации остаётся надеяться на неугасающую активность местных активистов-общественников. Они и так за свой счёт сейчас поддерживают в порядке ограничения на въезд транспорта в сосновый бор, сами следят за чистотой леса, убирая то тут, то там возникающее «наследие» от залётных любителей нагадить в дикой природе.
Вполне
возможно, что на вопрос в позитивном для прибрежной природы смысле может
повлиять межрайонная природоохранная прокуратура. Как стало известно «Русскому
Западу», окончательное решение даже по земельному участку под строительство
маяка с линиями связи не принято. Как не решены ещё многие технические вопросы
предстоящего строительства.
Существующий маяк в Заостровье. Почему нельзя реконструировать это сооружение, стоящее на опушке леса? Это и проще, и дешевле.
Сейчас ясно только одно обстоятельство: любая стройка в сосновом бору приведёт к разрушению сложившегося хрупкого природного баланса.
И уж точно все участвующие стороны, включая Росморпорт, должны предельно чётко понимать, что исчезновение или нарушение естественной целостности соснового бора в непосредственной близости от государственной резиденции «Янтарь» будет гораздо большим скандалом, чем перенос элементов СУДС и ГМССБ за пределы лесного фонда.