В Калининграде прошли итоговые публичные слушания. Группы по интересам и калининградские общественники задавали тон. Логика и здравый смысл обходили в этот день Дом искусств стороной
До утверждения нового Генерального плана Калининграда до 2035 года остались считанные недели. 3 июня 2016 года в Доме искусств состоялось заключительное обсуждение стратегического документа градостроительного планирования. Но он практически не обсуждался. Повесткой полностью овладели группы локальных лоббистов (Центральный рынок, улица Генерала Толстикова, посёлок Прибрежный и т. д.) и общественники с феерическими идеями и отрицанием всего и вся.
Итоговая встреча по Генплану началась в 18 часов. Пунктуально на трибуне появился глава города. Александр Ярошук поблагодарил всех: тех, кто разрабатывал, и тех, кто критиковал, и вкратце рассказал о том, что в Генплане нового: «Появится новая транспортная схема… Неожиданно». Последнее слово прозвучало, казалось, неожиданно для самого мэра.
Председатель горсовета Андрей Кропоткин проплыл на той же волне: «Сюда пришли активные и неравнодушные граждане. Именно вас волнует, как будет развиваться наш город». К счастью (для него же), после этого он и откланялся, уже не слушая в деталях, что, кого и как волнует.
Как объявил ведущий вечера Артур Крупин, председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда, на выступления записались 22 человека. Ещё больше не записалось, поскольку выражали свою позицию выкриками с места и ценными замечаниями вслух.
На часть письменных вопросов президиум, в который входили также Сергей Трухачёв, глава фирмы-разработчика из Ростова-на-Дону, и Алексей Преображенский, заместитель Артура Крупина, отвечал сразу.
Выяснилось, что предыдущий Генплан «исполнен по транспорту – на 20%, по жилью – на 40%, по социальным объектам – на 30%». Цифры подогрели публику.
Нет ли перекоса?
В этот вечер в зале главенствовали лоббисты и общественники, которые не лезли за словом карман, изрекая, как правило, неоспоримые (на их взгляд) истины о будущем города.
Но сначала слово дали депутату горсовета Калининграда Александру Пятикопу. Он (в какой уже раз) потребовал убрать источники «электромагнитного излучения» из посёлков Лермонтовского и Чкаловска и с улицы Муромской.
Председатель СНТ «Октябрьское» сначала потребовала убрать дорогу, «проходящую по черте общества», а потом долго допытывалась, нет ли «перекоса» в пользу жителей многоквартирных домов. По её версии, горожане делятся на две категории: «Есть [те], которые хотят на земле, есть [те], которые хотят в домах – земля не нужна. Не происходит ли ущемление интересов одних ради интересов других?» То, что для «тех, кто на земле», в городе просто уже не так много места, в расчёт, естественно, не принималось.
Художник Ирина Медер зашла со стороны, поинтересовавшись, не будет ли в Калининграде «еврейского квартала», о котором «прочла на Яндексе за три часа до слушаний». Не получив ответа (которого и не могло быть), слушательница потребовала не строить рядом с Домом искусств. Последнее вызвало бурные аплодисменты в поддержку, которые, правда, человек искусства восприняла как попытку заглушить её послание.
«Хрустальный биосферный дом»
Отсутствие связи с заданной
темой было отличительной чертой выступлений не только рядовых калининградцев,
но и, например, депутата горсовета Виктора Трофимова. Народный избранник начал
с «проблем капитального ремонта», а потом предложил «альтернативный генеральный
план» под названием «Хрустальный биосферный дом для центра Европы». Ещё немного,
и в зале стал бы витать дух Остапа Бендера, но депутат вдруг выдвинул постулат:
«Генеральный план будет делаться за счёт капитального ремонта – за счёт вас!»
Мысль вряд ли была понята президиумом, но получила одобрительные отзывы у
присутствовавших.
Автор "хрустального биосферного дома" Виктор Трофимов, депутат городского Совета Калининграда, выдвигает свой постулат о финансировании Генерального плана Калининграда за счёт капремонта.
После такого захода стало понятно, что ничего невозможного в этом зале нет.
Чередой
пошли жители домов, попадающих, по их мнению, под снос «ради каких-то
автопарковок», собственники придомовых участков на 9 Апреля, которые попросили
«оставить их в покое навсегда». Выступления участников садовых обществ и
жителей улицы Генерала Толстикова против планируемой четырёхполосной магистрали
с трамвайными путями были настолько часты, что даже для части публики в зале
показались перебором.
Без компромиссов: жителей улицы Генерала Толстикова и окрестностей предложения разработчиков Генплана по изменению прохождения четырёхполосной магистрали с трамвайным движением не убедили.
Из посёлка Прибрежного прибыла целая делегация. Виктор Шмановский, председатель местного ТОС, саркастически раскритиковал сроки ввода очистных: «2025 год. Мы до этого времени не доживём!» В ответ Артур Крупин сообщил, что пенять надо бы на своих сограждан, незаконно построивших в зоне очистных частные дома, из-за чего не только выросла их стоимость, но и сдвинулись сроки строительства. Чтобы не сносить это нелегальное жильё, власть пошла навстречу.
«Раскулачить клоповник»
Шокировала зал организованная акция коллектива Центрального рынка. От имени всех требование сохранить проезд для автомобилей по улице Профессора Баранова выдвинул Павел Черных. Когда Артур Крупин подтвердил, что так и будет (часть «рыночников» вела видеозапись), с мест поднялось около 40 человек, они стали дружно покидать слушания. Центральный рынок решил свой вопрос – Центральный рынок может уходить. Очевидно, весь остальной город их интересует только как покупатель в их торговых точках.
Видя такой демарш, кто-то в зале воскликнул: «Раскулачить их да и всё!» Другой общественник (спустя час после ухода рыночников) называл весь рынок и вовсе «клоповником», из-за чего у него случилась ссора с всё-таки оставшимся в зале человеком с рынка.
К микрофону один за другим подходили горожане для решения своих частных вопросов. Кто-то получил подтверждение о сохранении гаражного общества, сквера, садового участка.
«Конкретно своё отношение»
Но была и отдельная категория, замахнувшаяся на большее. Их отличительной чертой было безапелляционное знание – как было, как есть и как будет. Калининградка, пытавшаяся не допустить «жилую застройку между Домом Советом и улицей Зарайской», заклеймила закалённый к таким оборотам президиум: «Вы лишили всё наше будущее поколение нормального центра! Я вообще удивляюсь, какому больному сознанию пришла идея застроить центр города жильём?» Слова приняли к сведению и занесли в протокол.
Сергей Трухачёв, наверное, уже пожалел о сказанной им в самом начале фразе: «Столь активного участия граждан как в Калининграде мы нигде не встречали». Активное участие грозило перехлестнуть через край.
Глава общества «Память» Людмила Кондаурова сначала назвала публичные слушания «туфтой», а потом потребовала, чтобы заседание городского Совета Калининграда, на котором будут утверждать Генплан, прошёл бы прямо в Доме искусств: «Чтобы каждый из членов городского Совета высказал конкретно своё отношение». Как это улучшит Генплан, выступающая разъяснять не стала.
Председатель СНТ «Дружба-3» предостерёг от строительства троллейбусной линии через садовое товарищество: «Хочу вас заверить, что придётся порядка 20 жилых домов выкупать от 100 до 200 квадратов и газопровод выкупать».
Светлана Галяс, ещё один
представитель Прибрежного, предъявила документы «о воде ненадлежащего
качества», с ними прошла на сцену, откуда забрала со стола президиума две
бутылки питьевой воды и под аплодисменты спустилась в зал.
Светлана Галяс, руководитель ТОС в Прибрежном, "похищает" чистую воду в президиуме, отчаявшись получить воду надлежащего качества в своём посёлке из водопроводных кранов.
Бывший главный архитектор Калининграда Татьяна Кондакова напомнила горожанам «о скорости реализации документов генерального планирования», заметив, что и «у этого Генплана, который мы сегодня обсуждаем, тоже дорога небыстрая».
Виктор Пустовгаров, бывший главный архитектор Калининградской области (как и Татьяна Кондакова, один из немногих, кто понимал, что обсуждается), многозначительно заметил, что на самом деле новый Генплан рассчитан не на 500 тысяч, а на 645 тысяч жителей. Артур Крупин пообещал ещё раз проверить расчёты.
«Сторонник» одной из «обновлённых партий» предложил «посмотреть на опыт ближнего зарубежья и сделать не хуже». С тем же успехом можно было бы пожелать всем добра и мира. На Генплане это всё равно не отразится.
Фарс и втюхивание
Когда публика стала разбредаться и подуставать, микрофоном завладел Анатолий Скакунов, представленный как архитектор. По его версии, новый генеральный план [необходим], «когда происходят какие-то катастрофы, например, война», а «сегодня новый генеральный план нам не нужен». Когда Артур Крупин напомнил ему о регламенте, он раздражённо парировал: «Да нет, я могу вообще не выступать!» Из зала зазвучали слова поддержки: «Старейший наш архитектор».
Ободренный оратор понял, что остановить его не сможет никто и начал раздавать направо и налево: «Фактически мы имеем дело с градостроительным преступлением... Международный конкурс – это просто фарс. Это такое втюхивание...» Когда президиум попытался снова напомнить о регламенте, господин Скакунов был по-диктаторски краток: «Нет, я ещё не закончил», тут же пустившись в пространные рассуждения о том, почему Калининград не входит в список исторических городов. Но, в конце концов, и ему пришлось сформулировать главную мысль: «Я считаю, что этот план не должен утверждаться ни в коем случае».
Про Анатолия Скакунова популярный портал newkaliningrad.ru рассказывает как об авторе «абсурдного комплекса двенадцатиэтажек с колодцами-дворами», того самого – у Художественной галереи (включающего и знаменитый падающий дом на Московском проспекте, 70). Разумеется, это обстоятельство не лишает его права высказываться о будущем города.
По итогам публичных слушаний администрации Калининграда предстоит сделать официальное заключение, которое будет опубликовано.