Прикрываясь взлётной полосой Девау

07.07.2016 16:00
   


Взлётно-посадочная полоса аэродрома в Малом Исаково (Девау) давно не видела ни взлётов, ни посадок. Самолёты на приколе. Летать-то нельзя - поскольку небезопасно.

Суд защитил добросовестных дольщиков в споре с федеральными органами власти из-за строительства трёхэтажных домов в Малом Исаково




 В начале июня правительство Калининградской области вздохнуло с облегчением: «Решилась судьба дольщиков ООО «К строй», - сообщила пресс-служба. 102 семьи чуть не потеряли свои сбережения из-за неразберихи, сложившейся в федеральных структурах вокруг так называемого аэродрома Малое Исаково, в народе – Девау. Объект воздухоплавания стал камнем преткновения в затянувшемся правовом споре. Точку в нём, как можно было надеяться, поставил 17 мая 2016 года Гурьевский районный суд*.

Гибель парашютиста

Многие калининградцы знают, где находится аэродром Девау. Но вряд ли кто-нибудь вспомнит, когда там в последний раз садился или взлетал самолёт. В 90-е и 2000-е годы на аэродромной траве устраивали массовые шоу: рок-концерты, фестивали и т.д. Когда взлётно-посадочная полоса использовалась по назначению, сразу и не сказать.

А вот о трагедиях, случавшихся в воздухе, в том числе и над Малым Исаково, помнят лучше. Так, в 2002 году как раз в Девау трагически погиб парашютист – попав на линию электропередачи, расположенную прямо у лётного поля. Удивительно, но высоковольтные провода на 50-метровых мачтах, по версии некоторых начальников от воздухоплавания, не представляют опасности, а 10-метровые дома тех самых дольщиков – представляют?!

Забвение и разруха пришли на бывший аэродром не вчера и не сегодня. Последние новости авиационно-спортивного клуба «Девау» датированы 2012 годом. По территории гуляют ветер и строительная техника, возводящая автотрек, – под теми же электролиниями.

IMG_9864 56.JPG
Забвение и разруха пришли на бывший аэродром не вчера и не сегодня.

Аэродром 3-го класса

В 2013 году Малое Исаково прогремело заголовками в газетах и на онлайн-порталах: рядом с аэродромом стали строить 3-этажные дома. Вмешалась прокуратура. Стройку остановили. Гурьевская районная администрация отозвала разрешение на строительство. Спустя время выяснилось, что особых препятствий для возведения жилых квадратных метров по существу-то и нет.

Единственной причиной отказа мог быть действующий аэродром. И, как ни странно, 31 декабря 2013 года «оператор» взлётно-посадочной полосы – местное отделение ДОСААФ – получил государственное свидетельство на аэродром 3-го класса Малое Исаково. Оно действует до 1 января 2019 года.

3-й класс означает довольно ограниченные возможности для собственно воздухоплавания. Нельзя, например, взлетать и садиться в слякоть. Кто не был на Девау, тот не знает, что тамошняя взлётно-посадочная полоса представляет собой прикатанную грунтовку. Местами на ней видны остатки металлических полос – прежнего покрытия, пришедшего в полную негодность.

Вопрос о том, что считать аэродромом, далеко не праздный. Ведь если по бумажке он существует, это отнюдь не означает наличие его в реальности. Никто из пассажиров воздушных судов точно не хотел бы проверять сей факт на себе. Или кто-нибудь хочет совершить посадку на виртуальный, только по документам существующий аэродром?

IMG_9808 56.JPG
Это - аэродром Малое Исаково. Кроме шуток. Территория постепенно зарастает деревьями и кустарником. И это аэродром?

Запрет полётов

Как выяснил «Русский Запад», аэродрома Малое Исаково нет не только в документах территориального планирования Калининградской области. Да и появятся ли они там? На сегодняшний день это – очень большой вопрос.

Любой аэродром подразумевает не только наличие диспетчера и забора, но и приаэродромную территорию. Её площадь – несколько десятков квадратных километров. И в неё сейчас формально попадает около 60% густо застроенной территории Калининграда и пригородных населённых пунктов.

По закону любое строительство на приаэродромной территории (например, микрорайон «Восток» у Московского проспекта или даже то же строительство стадиона к чемпионату мира по футболу) должно – под страхом сурового наказания – согласовываться со старшим авиационным начальником. Нет приаэродромной территории – значит, формально нет и аэродрома. Эти два понятия неотделимы друг от друга. А если она есть, то... придётся пересмотреть строительство миллионов квадратных метров жилья в Калининграде. Кто на это пойдёт?

Между тем ещё в 2012 году, как стало известно «Русскому Западу», из Росавиации старшему авиационному начальнику аэродрома Малое Исаково поступил сенсационный документ. Начальник Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта в категорической форме ЗАПРЕТИЛ любые полёты в районе Девау.

Причины? Их много. Среди прочего: та самая линия электропередачи в 110 киловольт с высотой опор до 50 метров. Список недостатков состоит из 9 пунктов. Перечислять их все не имеет смысла. Достаточно привести итоговый вывод: «Вышеперечисленные нарушения существенно влияют на безопасность выполнения полётов в районе аэродрома всеми типами воздушных судов».

В 2013 году ДОСААФ провёл проверку и допустил «аэродром государственной авиации Калининград – Малое Исаково к экслуатации». Местному отделению ДОСААФ продлили до 2019 года срок действия свидетельства государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.

IMG_9855 56.JPG
Опоры линии электропередачи 110 кВ прямо на аэродроме существенно снижают безопасность и уже привели к несчастному случаю. А вы бы согласились полетать среди 30-метровых мачт под напряжением?

Если посмотреть правде в глаза, то невозможно понять, что же такое случилось за эти два года после письма из Росавиации, что на Девау всё вдруг стало в ажуре?! Демонтирована высоковольтная линия электропередачи? Нет. Она на месте – корреспондент «Русского Запада» специально проверял. Стали регулярно летать самолёты? Тоже нет. Может быть, кто-то хотя бы так огородил аэродром, чтобы на него не попали посторонние? Совершенно нет. Через взлётно-посадочную полосу протоптано сразу несколько постоянных маршрутов местных жителей – пешеходных и велосипедных. Так с чего вдруг это поле (выглядит оно именно так) снова стало полноценным аэродромом 3-го класса? Чтобы привести его в безопасное состояние, нужно не только желание развивать аэромоторный спорт. Нужны банальные деньги. Их на лётном горизонте нет и не предвидится. Да и оснований у государства вкладывать их в Малое Исаково, когда рядом полно взлётно-посадочных площадок (Храброво, Чкаловск и т. д.), откровенно говоря, мало.

«Фактически аэродром «Малое Исаково» для осуществления полётов уже длительное время не используется, о чём свидетельствует ненадлежащее состояние ВПП и отсутствие иной инфраструктуры, необходимой для эксплуатации аэродрома не только ДОСААФ, но и другими специализированными организациями», – отмечено в решении Гурьевского районного суда г. Калининграда от 17 мая 2016 года.

Добросовестные дольщики

Суд решил, что «участники долевого строительства действовали добросовестно». Ведь, когда заключались договоры о долевом строительстве, разрешения на строительство были выданы в соответствии с действующими нормами, включая согласование застройки с собственником аэродрома и его владельцем.

«Люди не должны страдать от халатности или бездействия облечённых властью исполнителей», – подчёркивал ещё в сентябре 2015 года губернатор Калининградской области Николай Цуканов, требуя решить вопрос так, чтобы дольщики не пострадали.

По решению суда два дома должны быть частично разобраны – чтобы соответствовать безопасной высоте. Два запланированных дома должны стать ниже.

Случай, как представляется, должен стать предметом серьёзного разбирательства прежде всего в федеральных органах власти. Сомнительное состояние аэродрома в Малом Исаково не должно стать препятствием для легального жилищного строительства.

* Решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

P.S. Когда верстался номер, редакции стало известно ещё о двух запросах в адрес Министерства обороны – компетентные лица хотят знать, как фактически используется аэродром Девау и каков его фактический класс.