Торговая сеть, ранее входившая в ТОП-10 федеральной розницы, за три года скатилась на 14-ю позицию. Руководство уверяет, что проблем нет.
В начале июля 2016 года «Седьмой континент» закрыл свой единственный гипермаркет в Челябинске и покинул регион. «КоммерсантЪ» уверен, что «ситуация характерна для всей сети, которая на май 2016 года закрыла 19 магазинов в России».
Розничная торговля в России испытывает большие сложности из-за падения покупательной способности населения третий год подряд.
«Прайм» в своём прогнозе на 2016 год приводит индикативные цифры. В октябре 2015 года средняя выплаченная заработная плата жителей России снизилась сразу на 10,9% (в годовом сравнении). Так быстро доходы не падали уже 16 лет. Министерство экономического развития (МЭР) России было вынуждено признать, что россияне изменили свои привычки брать много и сразу и стали экономить каждый рубль.
Розничные продажи продолжат падение – так или иначе. «Эксперты ожидают продолжения негативного тренда и в 2016 году», - указывает «Прайм». Рублёвый объём рынка вырастет в этом году, согласно прогнозу Y-Consulting, на 4 – 5%, но только за счёт инфляции. В натуральном (объёмном) выражении он сократится «на 20 – 22%».
В январе – феврале 2016 года, по данным МЭР, оборот розничной торговли упал на 6,6%, ускорив путь на дно – год назад эта цифра составляла 5,9%. Ничего хорошего ждать не приходится. Возможно, именно поэтому некоторые, даже сравнительно крупные сети попадают на первые страницы федеральных изданий – из-за нештатных ситуаций. Среди них и «Седьмой континент».
О «Седьмом континенте» месяц назад довольно подробно писал «КоммерсантЪ». По данным издания, «поставщики завалили «Седьмой континент» исками с требованием возместить долги по оплате поставленного товара». Если взять по отдельности, то суммы исков на первый взгляд не впечатляют. «СПАРК-Интерфакс» (на который ссылается «КоммерсантЪ») насчитал на 23 июня 2016 года 87 исков на сумму 408,4 млн рублей. Из них поставщик Procter & Gamble и Nestle требует 55,9 млн рублей, ещё 22 миллиона недосчитался поставщик вина, российская дочерняя компания немецкого Dr. OetkerGmbH не увидела оплаты на 18,6 млн рублей и так далее. Цифры, собственно, не критические. Но когда их много и сразу, или когда предчувствия у поставщиков плохие, взгляд на ситуацию может стать совсем иным. Поставщики в большинстве своём не стали комментировать «КоммерсантЪ» суть претензий. Но один из дистрибуторов алкоголя разговорился: «Они несколько раз обещали погасить задолженность до суда, но дальше слов дело не пошло» (цитата: «КоммерсантЪ»).
При этом как раз в Челябинске у «Седьмого континента» дела шли совсем даже неплохо. Гипермаркет «Наш» был открыт в 2007 году на площади в 10,3 тыс. кв. метров и успешно развивался. Но в июле 2016 года компания была вынуждена (согласно закону) уведомить Управление по труду и занятости населения Челябинской области о предстоящем сокращении 152 сотрудников «в связи с ликвидацией» гипермаркета («КоммерсантЪ»).
В «КоммерсантЪ» утверждается, что негативная динамика у «Седьмого континента» возникла задолго до текущего кризиса. С 2013 года началось снижение выручки – минус 4%. В 2015 году он упала на 15,4% до 45 млрд рублей годового оборота. По данным издания, только за четыре месяца – с 1 января по 1 мая 2016 года «Седьмой континент» уменьшил число магазинов с 155 до 136.
Собственник «Седьмого континента» Александр Занадворов в беседе с «КоммерсантЪ» уверяет, что «никаких рисков для операционной деятельности ритейлера нет, так как требования поставщиков по сумме равны двухдневной выручке».
Ровно через 12 дней после этой публикации в Челябинске и закрылся гипермаркет «Седьмого континента». Да и цифры говорят сами за себя: в 2012 году «Седьмой континент» входил в десятку крупнейших в России FMCG-ритейлеров. Но за три года скатился на 14-е место, по данным Infoline, которые приводит «КоммерсантЪ».
Сетевое издание «Версия» пошло в своих оценках ситуации «Седьмого континента» гораздо дальше: «Можно предположить, что ничего хорошего с компанией не происходит, иначе бы трубили на всех углах о том, как удалось «оптимизировать расходы», «выстоять в нелегкие времена» и так далее».
Кризис не щадит никого.
(с) ИА Русский Запад/аш