Александр Блинов: "Я возвращаюсь в Янтарный не объясняться, а помогать жителям"

24.09.2013 17:00
   


Кандидат на пост сити-менеджера города, в котором добывают "солнечный камень", рассказал, как сберечь главное богатство этого уникального муниципалитета – его население.

Уроженец Янтарного Александр Блинов должен пройти процедуру депутатского голосования в своем родном городе. Местные парламентарии обязаны выбрать главу муниципальной администрации между ним и его оппонентом. Если им станет Блинов, то он планирует реализовать в Янтарном комплексную программу социально-экономического развития, в результате которой городок рядом с одноименным комбинатом должен стать туристическим центром. Какими будут самые первые шаги нового сити-менеджера Янтарного, если им окажется Блинов? Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью Русскому Западу.

ЦЕЛИ НЕ ОБЕСПЕЧЕНЫ СРЕДСТВАМИ

– На чем основана ваша "Программа социально-экономического развития Янтарного городского округа"?

– На стратегии, которую мы утвердили в правительстве Калининградской области еще в 2006 году. Разумеется, в программу внесены корректировки. Но это не проектная, как в Сочи, а эволюционная стратегия. Мы не сворачиваем все ранее подготовленные планы развития города ради одного конкретного результата. Мы выстроили и корректируем программу развития Янтарного на предыдущем опыте и том потенциале, который еще имеется в муниципалитете.

– Какова общая стоимость всех планируемых мероприятий?

– Без малого 34 млрд. рублей. Этот объем денег еще может войти в Янтарный и, пусть не сразу, начать работать на его жителей. После того как я покинул администрацию Янтарного городского округа, программа социально-экономического развития "легла под сукно".

– То есть сейчас вам придется причесывать Янтарный "с нуля"?

– Это не совсем так. Команда, с которой в 2006 году мы начали социально-экономическое развитие муниципалитета, осталась. Остался и официально утвержденный генплан. И даже тем людям, которые пришли к власти в Янтарном в 2012 году, не нужно было придумывать ничего нового: программа и план есть, садись и работай. Вместо этого новая власть объявила предыдущую "плохой". Народ смеется над этим. Жителям Янтарного нужно, чтобы каждый последующий руководитель выполнял обещания предыдущего. Тогда в округе начнется стабильность.

– Как вы оцениваете обстановку в Янтарном сейчас?

– На правительственно-парламентской комиссии по выборам сити-менеджера я говорил, что из 21 целевой программы, имеющейся в Янтарном, 18 рассчитаны на бюджетное финансирование. Но сейчас они не только не обеспечены деньгами полностью, некоторые из них субсидируются менее чем на 10%! А некоторые из них в данный момент вообще не финансируются. Это при том, что наша администрация в 2006–2009 гг. смогла достичь финансирования тех же самых программ на 70%. И это в то время, как в среднем по России аналогичные показатели достигали 50%.

ПОТЕНЦИАЛ ЖИТЕЛЕЙ – В ЭКОНОМИКУ

– Какие ключевые проблемы, заложенные в программе, должны быть решены частично или полностью до 2016 года?

– Не проблемы, а цели скорее. Их три. Первая – использование человеческого потенциала. Она заключается в подготовке новых рабочих мест и кадров для инновационных секторов экономики, которые нужно развивать в Янтарном параллельно с традиционными. Максимально использовать навыки, знания и умения людей в нашем городском округе можно, но только используя образовательную систему, с детского сада.
Моя программа социально-экономического развития предполагает создание в школе Янтарного профильных классов туристической направленности и профиля в сфере обслуживания. Так, чтобы к моменту поступления в вузы ребята и девушки из Янтарного могли ориентироваться на образование по специальностям этого формата.
Компетенция Янтарного как производственного центра должна расширяться. Программа социально-экономического развития нашего округа предполагает создание здесь новых рабочих мест в сервисе и туризме… Второй ключевой фактор программы – стимулирование экономического роста Янтарного. Главным критерием для оценки экономического роста является валовой муниципальный продукт.
Третий ключевой показатель – эффективность работы власти. Мы рассчитали идеальный для нашего округа критерий: один муниципальный чиновник, получающий зарплату, должен обслуживать 350 жителей Янтарного. Значит, в органах муниципальной власти должно трудиться примерно 20 человек. В этом отношении лучшим нашим показателем был показатель в 24 человека. Начали мы с 30, думаю, что и сейчас на зарплате в органах власти Янтарного сидит столько же. И это при том, что с момента, когда Янтарным руководил я, до нынешнего времени количество услуг, оказываемых населению органами власти, не увеличилось… Получается, что программа социально-экономического развития Янтарного держится на решении трех ключевых вопросов: использовании человеческого ресурса, экономики и власти.

– Как можно использовать человеческий потенциал Янтарного для развития туризма, когда для обучения этим специальностям вашим юным землякам нужно постоянно выезжать в Калининград и обратно в автобусах?

– Когда я пришел к власти в Янтарном, на три часа приходился лишь один автобусный рейс. Мы начали решать эту проблему. Уже через год автобусы из Янтарного до Калининграда и обратно ходили каждый час. А сегодня при нынешней конкуренции и того чаще… Но даже при наихудших условиях проблему подвоза студентов из Янтарного в Калининград решить можно. Тем более что аналогичный опыт у нашей команды уже есть. У нас в администрацию Янтарного уже поступали заявления о том, что студенты к 8 утра на лекции в Калининград не попадают. Были проблемы и у других социальных прослоек населения. В таком случае мы собирались за одним столом со специалистами транспортных фирм и смотрели, как можно сместить время рейсов и в каких точках эти рейсы пересекаются. На этих "перекрестках" жителей Янтарного могли перехватывать нужные рейсовые или даже ведомственные автобусы. К примеру, автобус, который возил рабочих на завод "Телебалт" в Зеленоградском районе, забирал и вез жителей до Переславского, где янтаровцы пересаживались на поезд.

ОДИН ГОСТЬ ГОРОДА РАВЕН 10 РАБОЧИМ МЕСТАМ

– Почему в центре добывающей промышленности вы хотите развивать именно туризм?

– Потому что один турист обеспечивает до 10 рабочих мест (от сотрудников прачечных до официантов и поваров). Таким образом, синергия в туристическом бизнесе не ниже, чем в строительстве. Именно поэтому муниципалитеты в соседних странах Балтийского моря так бьются за туризм. Мы для этого еще при создании генплана выделили участки под объекты инфраструктуры рекреационного бизнеса и гостиницы. В этом документе рассчитано все, от функциональных зон до отдельных пешеходных, велосипедных и конных дорожек. Центральная часть города просчитана до каждого квадратного метра.

– Откуда у вас такая уверенность в том, что гостиницы Янтарного будут заполнены?

– Я знаком с главами литовских муниципалитетов Паланги и Друскининкая, они делились со мной своим опытом. В непростых условиях начала 1990-х власти этих городов Литвы смогли привлечь гостей на свои берега. Так из года в год. Не думаю, что у меня это не получится. И не только у меня. Я, как любой нормальный сити-менеджер, буду создавать условия для того, чтобы заполняемость гостиниц зависела только от качества работы хозяев этих отелей. Я не верю, что Николай Власенко, принимая решение об открытии в Янтарном своей гостиницы, не имел уверенности в том, что она будет заполнена. Продавцы янтаря также рассчитывают на определенные потоки туристов. В 2008 году один магазин по продаже "солнечного камня" пробил 22 тысячи чеков!

– Чем вы предлагаете завлекать туристов?

– Мероприятиями событийного туризма, которые ориентированы в том числе и на спортивную молодежь. Такой опыт привлечения гостей у нас уже был. Взять хотя бы чемпионаты по пляжным видам спорта. Как только мы начали проводить такие состязания, то поняли, что это привлекает массу туристов, которые готовы платить за услуги, но очень требовательны. Мы учились у них. И эти первые гости международных спортивных мероприятий привлекали в Янтарный все новых и новых туристов. Через Чемпионат России по пляжному волейболу рекламировался и сам Янтарный. И я намерен продолжить эту работу.

За событийный туризм должны зацепиться и другие виды рекреационного бизнеса. Сегодня в Янтарном 7 гостиниц и гостевых домов, а по расчетам нашей социально-экономической программы должно быть 19. А ведь в Янтарном еще должен расположиться федеральный санаторий вместимостью до 1,5 тыс. номеров. Такие переговоры уже велись и еще продолжатся на высоком федеральном уровне. Тем более что погода, рельеф и климат Янтарного идеальны для санаторно-курортного лечения. Кстати, соответствующую программу наша команда уже разработала. Делали мы это совместно с действующими предпринимателями при научной поддержке БФУ им. И. Канта. Осталось только приступить к поэтапной реализации.

– Какой проект должен, по вашему мнению, стать якорным для развития туризма в Янтарном?

– Наш муниципалитет должен стать отправной точкой туристического маршрута "Великий янтарный путь". Он, по еще одной нашей программе, должен повторить реальный древний торговый путь янтаря по Европе – от Балтики до Средиземного моря. Старт этого туристического маршрута – у входа в парк Мориса Беккера в Янтарном. Финиш – в Риме, куда свозился балтийский янтарь еще в античности. На этот туристический путь может встать миллион туристов.

– Где гарантии, что радужные перспективы будут обеспечены реальными инвестициями?

– Как только мы обозначили в генплане, что вокруг нашего озера будет создана 10-километровая дорожка для пешеходных, велосипедных и конных прогулок, сразу появились интересанты развития близлежащей территории. Немецкий инвестор Людвиг Беккер выкупил ее и построил там конно-спортивную базу. Весной 2014 года состоится ее официальное открытие. Причем, кроме состязаний по конкуру, Беккер обещает гостям Янтарного и конные прогулки. Тем более что там уже созданы все условия. Как для туристов, так и для спортсменов с лошадьми. А началось все с того, что мы просто грамотно просчитали и сделали генплан…  И это только один из множества примеров. Инвестиционная привлекательность зависит от правильных решений власти.

О МУСОРЕ, ТЕПЛЕ, ВОДЕ И БЕЗОПАСНОСТИ

– Какие ваши ближайшие шаги в муниципальном хозяйстве?

– Нужно организовать тотальную уборку Янтарного. Муниципалитет сейчас запущен. Вторая проблема, с которой нам придется разбираться, увязана с жилищно-коммунальной сферой, которая тоже пришла в упадок. В 2008 году мы не имели ни одной жалобы о том, что не исполняются заявки по ремонту теплосетей и водопровода. Мы ведь даже систему контроля за состоянием канализации перевели на автоматику: ремонтники получали смс-сообщения непосредственно с узлов, нуждавшихся в ремонте. Куда это делось, понятно…
За любой системой, даже автоматической, нужно следить. Сейчас администрация городского округа, видимо, не в состоянии справиться с этим. Срочно придется решать проблему с отоплением. Я считаю, что это наше великое заблуждение, когда мы заявляем, что концессионное соглашение с бизнесом на теплоснабжение города – это плохо. А теперь в Янтарном накануне отопительного сезона главный вопрос состоит в том, кто же обслуживает котельную. Нужно провести конкурс, через который – найти компанию, лицензированную для работы с газом. Другой путь решения этого вопроса – создать муниципальное унитарное предприятие, которое нужно обеспечить специалистами и лимитами газа. Но вообще-то, именно от МУПов мы когда-то уходили, и все цивилизованные общества уже давно не пользуются ими.

– Жители Янтарного жалуются на то, что вода из кранов имеет желтоватый оттенок.

– Если трубы не прочищаются, то внутри них быстро образуется налет. Мы (в мою бытность в администрации округа) поменяли немецкие трубы на новые. Причем на самых тяжелых участках. Но и новые трубы нужно промывать. Наши специалисты делали это не просто каждый год, а помногу раз подряд. Как только один раз власти не проконтролируют, налет в трубах распространится по всему водопроводу. Аналогичные проблемы и с системой отопления. Но ее, как водопровод, в Янтарном не промывали года два.

– Для чего в Янтарном нужно хранилище пресной воды?

– Янтарный комбинат ежесуточно выкачивает из недр и сбрасывает в Балтийское море более 1 тыс. кубометров воды. Этот объем сопоставим с тем, который потребляет весь Янтарный. Я считаю, ни капли воды с комбината не должно уходить в море при таких проблемах с водой в самом Янтарном. Округу необходимо хранилище пресной воды, которое может быть выстроено за федеральные средства, поскольку и сам комбинат – федеральный. Чем больше пресной воды высасывается из земли и выбрасывается в море, тем больше там соленой воды, а рядом, на первом фронте скважин, уже начинается самостоятельная минерализация грунтовых скважин.

– Какие эволюционные шаги в системе ЖКХ запланированы на ближайшее время?

– С первых же дней моего возвращения в администрацию муниципалитета я постараюсь войти в программу "Чистая вода". Она работает в 72 субъектах РФ. Бюджет программы в Калининградской области только в 2011 году составил более 600 млн. рублей. Ни копейки из этой суммы Янтарный не запросил, он просто не участвует в этой программе. А нужно участвовать.
Кроме того, нам необходимо замкнуть систему отопления округа и завершить газификацию. В Янтарном нужно полностью заменить инженерные сети по ул. Советской (центральная хорда муниципалитета, – прим. Русского Запада) до пос. Синявино. Еще одна первоочередная задача – капитальный ремонт жилых домов. Для ее решения я попытаюсь войти в соответствующую региональную программу, где имеется финансирование на эти цели.

– Как вы можете сделать жизнь в Янтарном безопаснее?

– Для этого мне нужно проверить, как работает когда-то установленная мной система "Безопасный город". Подозреваю, что она сейчас не работает вообще. В то время, когда городом руководила наша команда, через телекамеры отслеживалась почти вся ситуация. Полицейские видели, что происходит на мониторах, звонили в патрульно-постовую службу, и та через пять минут оказывалась на месте правонарушения. Тогда в течение двух лет мы, по статистике Управления МВД по Калининградской области, не имели роста количества преступлений. Сейчас этот печальный график по Янтарному пополз вверх. Первым делом придется проверить, как работает система наблюдения за городом, а потом – искать федеральное финансирование на развитие системы "Безопасный город".

– То есть вы как сити-менеджер будете исполнять функцию городского завхоза?

– Можно было бы смириться с такой функцией. Тем более что с такой позиции можно легко объяснить любую свою неудачу. Если какой-то сити-менеджер и считает себя завхозом, то не я. Не могу сидеть на пятой точке ровно и управлять, не шевелясь. Но я возвращаюсь в Янтарный не объясняться, а помогать жителям.