Александра Чечёткина, разработчик принципов комплексного развития территорий РФ, ведущий архитектор КБ “Стрелка”
Масштаб среды Калининграда подобен берлинскому и соразмерен человеку. Так охарактеризовала этот город разработчик принципов комплексного развития территорий России Александра Чечёткина. Она примет участие в форуме “Среда для жизни: Всё о жилье”, в Калининграде 18 мая 2018 года. Ещё до его начала ведущий архитектор КБ “Стрелка” поделилась мнением о благоустройстве и качестве жилья столицы региона.
Навязанный капремонт вызывает отторжение
- Почему не все жители хрущёвок Ленинского проспекта одобрили капитальный ремонт своих домов?
- Несмотря на то, что идея капитального ремонта для этих домов правильная, важный вопрос состоит в том, как он реализуется с точки зрения пользовательского опыта жителей. Если замена инженерного оборудования, кровель и фасадов значительно нарушает ритм, спокойствие и безопасность их жизни, то можно понять, почему возникает реакция отторжения.
- Может быть, не нужно было делать фальшивых псевдо-ганзейских кровель, которые теперь вызывают опасения в связи с их коммерческим использованием?- Может быть и не нужно. Это тот случай, когда стилевое решение повлекло за собой серьезные пространственные изменения в доме. Достаточное ли внимание уделялось новому пространству и характеру его будущего использования при принятии решения о реконструкции в данном стиле? Коммерческое использование пространств под кровлей подразумевает, что работники и посетители коммерческих предприятий будут пользоваться лестницами для доступа к ним. Если такая идея имеется, то необходимо устроить дополнительные лестницы для разделения потоков жителей и пользователей.
- Но первые этажи “ганзейских” хрущёвок уже давно заняты магазинами.
- Поэтому-то люди и чувствуют, что коммерция начинает вытеснять их из собственных домов, где они провели большую часть жизни. Если новые кровли всё же будут установлены и там появится коммерция , жильцы будут вправе потребовать установки автономного инженерного оборудования, отдельного лестнично-лифтового узла, дополнительных звукоизоляционных материалов для этих пространств. Всё зависит от того, как будет распределена ответственность за эти пространства. Возможно, если эти потенциальные пространства жильцы смогут использовать под свой малый бизнес на льготных условиях, они будут к ним более лояльны?
- Разве российское законодательство и реалии это предусматривают?
- Ранее в России мне такое не встречалось, но сейчас идет активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы для того, чтобы проявить новые возможности, которые ранее не были доступны.
Дом-отказник на Ленинском проспекте 35, в Калининграде: его нынешний вид и проект реконструкции, от которой отказались его жильцы (эскиз МАРХИ)
Дворы нужно было делать синхронно с фасадами
- Дворы за фасадами на Ленинском проспекте оставили в жутком виде. Нужно ли было присоединять к техническому заданию капремонта благоустройство этих территорий? - Думаю, что нужно. Подход к улучшению качества городской среды обязательно должен быть комплексным. Новые принципы комплексного развития территорий – методический документ, в создании которого я участвую, представляет разные масштабы принятия решений: от выбора городской территории для развития, до методики подбора материалов для лавочки в зависимости от климата, характера окружающей среды и других факторов. Весь комплекс решений и мер предусматривает и новые стандарты благоустройства. Все пространства, через которые проходит человек, должны быть комфортными и безопасными, должны радовать. Конечно же, это касается и дворов.
- Как следовало бы увязать два вида разных работ в одном жилом районе?
- Дворы можно было бы реконструировать одновременно с фасадами или крышами. Весь вопрос в том, как организованы этапы шумных работ: житель дома не может проводить время в квартире, потому что над головой стучат. Он выходит на улицу, а там тоже самое. Стоит продумать всё так, чтобы жители испытывали минимальный дискомфорт.
Редкий случай: двор чинят синхронно с фасадом (Калининград, Московский район)
- Какой подход у вас?
- В КБ Стрелка стартовой точкой для любого проекта мы определяем комфорт и безопасность горожанина. Комфортная среда формируется не только от ухоженного фасада, это и то как выглядит и функционирует двор, подъезд и все остальные пространства ежедневного пребывания... Для меня основополагающий подход к реконструкции жилых домов также состоит в комплексности и бережному отношению к исходной архитектуре. Работа только с фасадами зданий больше отвечает задаче создать «открыточные виды», чем реально улучшить качество жилья.
Пора выходить из автомобилей
- В борьбе против автолюбителей жильцы дворов Ленинского проспекта перегородили дворы, хотя в центре города и без того трудно припарковаться. Нужно ли разрешить там парковку?
- Вопрос с парковками – это не проблема локального двора, а тема общегородской транспортной политики. На транспортной дискуссии “Недели Стрелки” в Калининграде обсуждали, что уменьшение количества машин в пользу общественного транспорта позволяет городу дышать.
- Но это противоречит менталитету калининградцев.
- Воспринимается это трудно, потому что ежедневные привычки сформированы предыдущими десятилетиями. В Москве, например, сперва тяжело переживали уменьшение количества парковок и то, что многие места для стоянки в центре стали платными. Однако, состояние общественного транспорта намного улучшилось, появились новые маршруты автобусов, новые прогрессивные остановки, обновился автобусный парк. Общественным транспортом теперь приятно пользоваться. Не стоит намеренно вытеснять автотранспорт из центра или города в целом, не предлагая при этом компенсирующих мер.
- То есть, у вас перелом уже наступил?
- Конечно, он уже имеет свои плоды – центр города стал намного более дружелюбным для пешеходов. Теперь стоит обратить внимание и на периферийные части города.
Пробка на эстакадном мосту и Ленинском проспекте в Калининграде
- Так что же делать с теми, кто не хочет менять автомобильный сценарий своей жизни в центре Калининграда?- Думаю, увидев новые благоустроенные дворы, а не плоскостные парковки вместо них, а также приятное обновление общественного транспорта, многие сами захотят больше передвигаться пешком. Так было и со мной – уже два года прошло с того момента, как я сделала выбор в пользу общественного транспорта, просто потому что в Москве это стало удобным. И до сих пор остаюсь довольна – вижу, как ведутся постоянные работы по оптимизации маршрутов, улучшению работы транспортных приложений, появляются новые услуги. Для того, чтобы появлялись новые дворы для рекреации, какую-то часть парковок для машин необходимо будет перенести, например, в специально построенные/оборудованные здания паркинга неподалеку.
- Да, но тогда на этом пути возникнут противники точечной застройки и вырубок деревьев в Калининграде.
- Угодить всем нельзя, но слышать всех необходимо. Мы живём в городах вместе с сотнями тысяч или даже миллионами других людей, поэтому должны искать компромиссы. Если каждый будет жить как хочет, у нас не получится комфортного города. Решения по району должны приниматься в комплексе с решениями о развитии более крупных территорий.
Городу нужны районные комиссии профессионалов
- В Калининграде многие решения остаются лишь на бумаге, в генплане и правилах землепользования и застройки. Какие ещё документы могут стать “плётками” для планировщиков и застройщиков?
- Важнейшая работа – это контроль за качеством исполнения того что спроектировано и согласовано. Например, в Лондоне 32 boroughs – местных органов власти, в каждом из которых есть комиссия архитекторов, транспортников, экономистов, социологов и других специалистов, которые совместно принимают решения о развитии района. С жителей собирают налог на развитие именно этого района - council tax. Комиссии представлены профессионалами, которые оценивают пользу для района от проектов по развитию городской среды по благоустройству, реконструкции существующих зданий и строительству новых.
- Пример некорректен, ведь Лондон несоразмерен Калининграду.
- Здесь вопрос не в размере города, а в применяемом подходе. Не только в Калининграде “нарисованный” генплан обходят стороной при реализации. Такое происходит в Москве и многих других городах России. Нужно создавать профессиональные комиссии, которые будут следить за качеством исполнения работ.
Вид из центра Калининграда в сторону порта О неброских прелестях Сельмы и средней этажности
- Что вам, как профессионалу, в Калининграде бросилось в глаза?- Сразу заметила нелаконичные и кричащие вывески магазинов, побитые тротуары и прекрасную немецкую застройку. Да и в целом, что почти вся застройка – среднеэтажная. Из аэропорта таксист вёз нас мимо Сельмы и сетовал: “Понастроили, въехать-выехать невозможно”. Мы ехали быстро, но я успела разглядеть, что хоть микрорайон и новый, застроен он невысотными домами. Это мне понравилось.
- Но ведь там стоят 9-10-этажные дома.
- Девятиэтажные – это как раз и есть среднеэтажные дома и тот максимум для основной массы застройки, который мы [КБ “Стрелка] рекомендуем для города. Такая застройка сомасштабна человеку.
- Что ещё понравилось на Сельме?
- Трудно сказать, я видела район мельком. Заметила, что в фасадах использованы натуральные цвета, а не кричащие яркие. Это мне кажется положительным моментом.
Убрать провода под землю и сменить фонари
- Что нужно исправить в Калининграде?
- На мой взгляд, самое главное – правильно использовать тот потенциал, который заложен в существующей застройке города, в его наследии… привести в порядок старые дома и пространство вокруг них. Нынешнее их состояние разочаровывает. Так же мне бросились в глаза разбитые дороги и тротуары в старинной части города.
Нужно выровнять тротуары, устроить пешеходные переходы – две улицы пересекаются, а “зебры” поблизости не видно.
Приходится переходить дорогу с опаской, а ведь в таких местах переходы должны быть – это базовое правило безопасности перемещения. В Калининграде нужно исправить бордюры, освещение… Освещение сейчас жёлтое, ламповое, также было и в Москве. Там тоже провода висели между столбами. Первое, что мы сделали в рамках реконструкции по программе “Моя улица”, это убрали все провода под землю. Это визуально очищает облик города.
Пробки, провода и плохой транспорт - главные признаки центральных улиц Калининграда
- Какие приёмы из вашего проекта по благоустройству Садового кольца можно применить в Калининграде?
- Следовало бы заменить уличные фонари на светодиодные, которые экономят электроэнергию. В них же можно настроить правильную для улицы температуру света – получится теплый белый, он не режет глаз, но и не искажает цвета освещаемых предметов, как выходит у желтого лампового. Выделить зону основного пешеходного пути и техническую зону тротуара – туда перенести рекламу, опоры освещения, лавочки и урны, где возможно – высадить деревья, но так, чтобы не преграждался основной пешеходный путь. Можно положить на тротуарах плитку и не обязательно мелкую. Крупная плита уплотняет грунт и выкладывается ровнее. Применение дизайн-кода позволит навести порядок в хаотичной рекламе, очистить красивые фасады от визуального шума, упорядочить визуальный облик города, подчеркнув его действительно значимые особенности.
Центральный район Калининграда: немецкая застройка на проспекте Мира (фото: Пётр Старцев, Русский Запад)
Досье РУССКОГО ЗАПАДА
Александра Чечёткина, руководитель проектов, ведущий архитектор в КБ “Стрелка”, разработчик Принципов комплексного развития территорий РФ, директор московского отделения Лондонской Архитектурной ассоциации (AA School of Architecture).
Александра Чечёткина принимала участие в разработке проекта благоустройства Садового кольца в Москве (фото предоставлено КБ "Стрелка")
© ИА Русский Запад/пс