Уровень несырьевого экспорта в Калининградской области остаётся низким - таков итог совещания бизнесменов и чиновников в правительстве региона 1 октября 2018 года. На областном экспортном совете сформулировали основные причины этой проблемы.
Нужно больше рыбы и зерна
Самым проблемным на экспортном совете в правительстве назвали несырьевой экспорт. Его доля в Калининградской области, по оценке губернатора региона, составляет 95%. Остальное - экспорт сырья. Более 80% несырьевых грузов, которые идут из Калининградской области, относится к группе так называемого первого и второго передела. То есть, относительно высокого уровня обработки продукции: продукция агропромышленного производства, питание, химикаты, мясо, масла. 13,5% экспорта из Калининградской области относят к третьему переделу. То есть к товарам, которые минимально обработаны - рыба, зерно, пиломатериалы. Именно этих грузов, по мнению Алиханова, из региона должно выходить больше.
“Нужно расширять эту долю, для того чтобы уровень добавленной стоимости в Калининградской области оставался высоким”, - заявил Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
Зерно в общей доле калининградского экспорта остаётся незаметным (фото: Пётр Старцев)
В целом, по его словам главы региона, у местных экспортёров, в зависимости от их масштабов, две проблемы: крупному бизнесу трудно выйти на новые иностранные рынки, а малый и средний не имеет средств на расширение производства. У Фонда поддержки предпринимательства Калининградской области появился новый продукт поддержки экспортёров: те, у кого доля выручки составляет 50% от экспорта, могут взять кредит на расширение производства или создание новых видов продукции под 1% годовых и под ещё один процент взять страховку от Российского экспортного центра.
“Представители “Сбербанка” подтвердили, что будут льготные программы для финансирования оборотного капитала предпринимателей, которые занимаются экспортом, - рассказал Дмитрий Сивков, президент ассоциации экспортёров Калининградской области. - Ставки просто потрясающие: если ты занимаешься экспортом, то можно получить деньги под 0,5% годовых. Эти возможности, прежде всего, для малого и среднего бизнеса”.
Губернатор порекомендовал калининградским поставщикам обратить внимание на эти механизмы. Программы обещают запустить до конца 2018 года. Уже сейчас для поддержки экспортных механизмов малого предпринимательства в Калининградской области, под эгидой “Почты России”, начала работать программа упрощённой отправки грузов весом до 20 кг. Если вы экспортёр, не нужно оформлять на такие посылки таможенную декларацию. Достаточно заполнить специальную форму на сайте “Почты России” и груз отправился к получателю. Президент ассоциации экспортёров Калининградской области уверяет, что по такой схеме товар дойдёт до любого адреса в течение недели.
Теперь мелким экспортёрам предлагают пользоваться "Почтой России" без опаски
Хватит ли транспорта, если местный бизнес увеличит объёмы экспорта?
“На мой взгляд, у нас транспортная схема серьёзно недозагружена, у неё есть большой апсайт (возможность увеличения загруженности - прим. “Русского Запада”)” по объёму грузоперевозки, - ответил глава региона. - Поэтому, как мне кажется, дополнительно говорить о развитии стратегических проектов не приходится. Нам бы обеспечить загрузку существующих мощностей. Ещё есть куда расти - это Рыбный, Морской торговый порты, [грузовой] терминал в Балтийске, новый строящийся терминал в Пионерском, перегрузочные [железнодорожные] комплексы с широкой на узкую колею в Черняховске и Калининграде. Думаю, что постоянные контакты с коллегами из Юго-Восточной Азии и Китая позволят наращивать объёмы перевозок. Мы бы, помимо транзитных историй, можем вскочить на подножку этого поезда и доставлять свои продукты по более дешёвым ценам в Европу и Китай”.
Грузовой терминал калининградского порта в Балтийске (фото: Пётр Старцев)
Китай, или Европа?
На экспортном совете 1 октября российские железнодорожники представили новый вид контейнерных перевозок из Китая, через Казахстан и Калининградскую область и в Германию. Дорогу презентовали ещё летом, но только в этот понедельник назвали её преимущества. Тем, кто пустит свои грузы по новому “шёлковому пути”, по словам Антона Алиханова, вместо 6,5 тысяч долларов за один контейнер, нужно заплатить немногим более 4 тысяч долларов, а время доставки груза при этом сокращается с 30 до 10 дней.
“На мой взгляд, это серьёзный подарок и надо им пользоваться, - считает калининградский губернатор. - Мы через региональную ассоциацию экспортёров пытаемся донести эту информацию. Это очень важно для наших предприятий в сфере агропромышленной переработки. Если ты сможешь доставить товар до такого огромного рынка как китайский в течение 8-10 дней, то у тебя даже останется ещё около двух недель, чтобы реализовать скоропортящуюся продукцию - это новые серьёзные возможности”.
“Все говорят: ищите ближайшие рынки сбыта в Евроопейском союзе, - сказал Александр Пряхин, руководитель калининградского подразделения Российского экспортного центра. - На мой взгляд, не надо этого делать. Нужно рассматривать рынки сбыта с точки зрения аналитики, уже существующих продуктов”.
Автомобили, собранные в Калининграде, едут в другие регионы поездами
На экспортном совете в правительстве региона предприниматели и чиновники общались в закрытом от прессы режиме. После совещания, инициаторы встречи рассказали СМИ, что обсудили, как обстоят дела с экспортом с точки зрения бизнеса и узнали, чего хочет от предпринимателей-экспортёров власть. Власть ждёт, когда местные поставщики нарастят объёмы несырьевого экспорта. Сегодня по этому показателю, среди 85 регионов России, Калининградская область занимает 33 место. Как сообщил руководитель местного подразделения Российского экспортного центра Александр Пряхин, за первое полугодие 2018 года этот вид экспорта из региона не превысил 0,8 млрд долларов. По сравнению с показателями за первое полугодие 2017-го, у Калининградской области отмечен рост на 30,5%. Что в основном экспортирует Калининградская область?
Агро-промышленные товары |
72,00% |
Металлы и изделия из них |
7,90% |
Минеральные продукты |
5,80% |
Машины и оборудование |
4,60% |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3,30% |
Химическая промышленность |
1,70% |
В калининградском отделении российского экспортного центра считают, что экспорт на 0,8 миллиардов долларов за полгода это очень мало. Уровень экспортной активности предприятий региона низкий. Его недостаточно для достижения целевых федеральных показателей, на которые нужно выйти к 2024 году. Особенно плохи дела у субъектов малого и среднего предпринимательства. В чём причины? На встрече с губернатором специалисты экспортного центра заявили, что у предпринимателей из числа малых и средних недостаточно информации о ведении экспорта, нет понимания экспортных процедур. Бизнесмены, якобы, не знакомы с мерами государственной поддержки и не имеют для решения этих вопросов достаточного штата квалифицированных сотрудников.
“Я считаю, что первая причина проблем у наших предпринимателей это страх - боязнь идти на экспорт, - сказал Дмитрий Сивков, президент ассоциации экспортёров Калининградской области. - Предприниматели не знают иностранных языков, у них нет культуры общения на развитых рынках. Главные проблемы - финансовые”.
“Многие местные компании пережили кризис и после него у них долгое время наблюдается плохая бухгалтерская отчётность, есть проблемы получения финансирования, - продолжил Александр Пряхин, руководитель калининградского подразделения Российского экспортного центра. - Проблемы получения финансирования по формальным, банковским признакам. Мы сейчас с этим работаем, пытаемся запустить механизм факторинга. Сейчас, согласно изменениям в Постановлении Правительства РФ №620, факторинг стал значительно дешевле”.
“У экспортёров нет сопоставимых по западным меркам денег, - заявил Дмитрий Сивков. - “Сбербанк” сказал, денег даст. ФРП [Фонд развития промышленности] сказал, денег даст. Если дадут, то вопрос сдвинется”.
© ИА Русский Запад/пс