Александр Ф. Скляр: "Я совершенно искренне называю Высоцкого самым большим поэтом России во II половине XX века"

22.10.2013 20:00
   


Корреспонденту Русского Запада удалось побеседовать с Александром Ф. Скляром, замечательным артистом, лидером группы "Ва-банкъ", который рассказал о своем понимании Высоцкого, других любимых артистах, а также о том, стоит ли наказывать пиратов, распространяющих музыкальный контент.

Дни литературы в Калининграде открылись большим концертом памяти В. Высоцкого "Я, конечно, вернусь". Исполнять песни этого без преувеличения великого поэта считается честью для любого артиста. По словам Никиты Высоцкого, для участия в вечере памяти отца он пригласил только тех, у кого это получается по-настоящему хорошо. Александр Ф. Скляр уже много лет исполняет песни Высоцкого на своих концертах, и в этом мероприятии он принял участие с удовольствием.

- Чем обусловлен выбор тех песен, которые вы исполняете на концерте? Чем они Вам близки?

- Когда готовился концерт, у меня попросили список песен, которые я пою. Я подумал… Вспомнил то, что я пел, то, что я знаю, и то, что мне не составит труда довыучить, и у меня набралось порядка 30 песен. Из этих песен Никита Владимирович выбрал те 6, которые я пою. На самом деле все 30 песен накоплены годами, прошли мой личный отбор временем. Самые первые песни Высоцкого, которые я выучил, были из кинофильма "Вертикаль". Я их и сейчас помню. А потом по ходу лет накапливались какие-то песни, которые не просто слышал, а которые сам пел. И эти 30 вещей, которые я написал в своем списке, – это мой Высоцкий. Специально я их не учил, они запомнились сами, за годы.

- В песне "Я не люблю", которую вы исполняете, изначально были слова "И мне не жаль распятого Христа", которые потом Владимир Семенович изменил на "Вот только жаль распятого Христа". Вам какой вариант ближе?

- Я помню эту версию, я взял версию более мягкую, которая у него тоже была. Он потом ее сам же изменил ("Вот только жаль распятого Христа"), но первую версию ("И мне не жаль...") я лично сам помню с бобинных пленок.

- Как Вы думаете, почему он ее изменил?

- Ну, потому что человек меняется. Я не знаю, когда он ее сочинил, но, наверное, прошли годы, у него трансформировалось что-то, и какие-то строчки свои он поменял. Кстати, для ансамбля Гараняна (Георгий Гаранян, руководитель ансамбля "Мелодия", с которым работал В. С. Высоцкий – прим. Русского Запада) он же спел более мягкий вариант: "Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю, я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою". Какие, к чертовой матери, веселые песни?! Вот то, что я пою, – это самый точный вариант Высоцкого. Это его дух: "Я не люблю любое время года, в которое болею или пью". Вот поэтому я пою, как мне кажется, максимально аутентичный текст, который, как я чувствую, был близок самому Владимиру Семеновичу. Я, кстати, всегда пою эту версию. Это моя жесткая версия.

- Для Вас Высоцкий в большей степени поэт, исполнитель или актер?

- Для меня Высоцкий – артист с большой буквы. Сюда все входит. Вы знаете, если мы говорим "артист", то это тот человек, который является актером, который поет, артист вообще должен петь, и который несет образ какой-то по жизни. Это артист. Но если вы спросите, что в моем представлении в Высоцком главнее, артист или поэт, я, наверное, скажу, что поэт. Хотя все его актерские роли мне нравятся, но тем не менее я считаю, что в поэтическом своем вкладе он оставил самый серьезный след. Если взять все его творчество, то у него есть несколько абсолютных поэтических вершин – то, что дано только большим поэтам. Поэтому я совершенно искренне называю его самым большим поэтом России во II половине XX века. А в I половине XX века  – Александр Николаевич Вертинский.

- Какие поэтические вершины Вы назвали бы?

- Более поздняя лирика… Хотя и в ранней есть, к примеру, песня "Татуировка", это чуть ли не первая его песня, она во многом наивная, но в ней есть что-то такое, что цепляет. Я ее пою, в эти свои 30 песен я ее включил. А какие вершины? Ну, "Купола" - конечно же, вершина абсолютная. "Райские яблоки", "Кони привередливые", "Здесь лапы у елей дрожат на ветру" – вот что с ходу можно назвать. Это вершины - поэтические, это на уровне самой-самой высокой поэзии, причем очень русской. Поэтому я, не кривя душой, называю его великим поэтом, так оно и есть. Он шел к этому, он развивался как поэт и стал великим поэтом.

- Как Вам кажется, повышенный интерес к личности Высоцкого (недавний фильм, концерты, проект "Своя колея") не замыливает ли его образ?

- Нет, мне так не кажется. По-моему, интерес нашего народа в целом к творчеству Высоцкого совершенно адекватен его значимости. Здесь и фильм о нем, который, вполне вероятно, не последний… Я не думаю, конечно, что прям в ближайшее время мы увидим какие-то новые фильмы, но если говорить в общем, то это наверняка не последний фильм. Мне не кажется, что образ замыливается, скорее наоборот. Вот этот фильм, может быть, открыл Высоцкого новому молодому поколению. Мы же с ним росли, а ребята, которые родились уже в 80-х и 90-х годах, которые его уже не застали, знают о нем мало… Может быть, в этом смысле фильм сыграл важную роль.

- Есть ли еще какой-то артист, которым Вы восхищаетесь настолько, что могли бы принять участие в подобном проекте?

- Высоцкий, Вертинский, Утесов, Алеша Димитриевич, Петр Лещенко, Виктор Цой.

- А сами подобный проект не хотите организовать?

- Я пою Вертинского 12 лет. Только что я сделал программу Утесова. В своей творческой жизни я охватываю всех, кого я уважаю. Так что в мой огород камень в этом смысле кинуть невозможно. (Улыбается.)

- Как Вы считаете, возможно ли сегодня появление в России артиста, по масштабу равного Высоцкому?

- Появление гения всегда неожиданно, вот что я вам скажу. И сказать, возможно ли это, никогда нельзя. Нет ничего невозможного, гении рождаются и появляются по каким-то совершенно непонятным законам. И если вы так задаете вопрос, то я считаю, что появление всегда возможно. Как гений появится, мы узнаем.

- У Вас был очень удачный проект с Гариком Сукачевым, где Вы исполняли песни авторов прошлых лет. Не думаете ли Вы сделать что-то подобное с другим артистом?

- Нет, не думаю. Пока нет.

- Вопрос на злобу дня. Сегодня в России идет борьба с пиратством, и многие Ваши коллеги поддерживают ужесточение законодательства в этом плане. Вы на чьей стороне?

- Я на стороне тех, кто против запрещения пиратства. Я считаю,  зачастую в регионах нашей страны пиратские скачивания – это единственная возможность услышать песни многих исполнителей… Я против закона, запрещающего пиратство. Я за пиратские сайты.