Старейшая газета области ушла в историю

11.09.2019 11:00
7 мин   


1976 год. Первый секретарь обкома КПСС Николай Коновалов вручает «Калининградской правде» орден Трудового Красного Знамени. Где теперь этот раритет, неизвестно.

Число девять оказалось судьбоносным для издания, с которого началась калининградская журналистика.

9 декабря 1946-го увидел свет первый номер «Калининградской правды». 9 сентября 2019-го Центральный районный суд Калининграда вынес решение о признании недействительной регистрации старейшего СМИ области.

Последние конвульсии

Иск подало региональное управление Роскомнадзора. Издание не выходило более года, а это – основание для закрытия СМИ. Напомню, первая «приостановка» выхода случилась 18 января 2018-го. Генеральный директор ООО «Медиа-Информ» (учредитель и издатель «Калининградской правды») Игорь Никонов тогда вдруг сложил с себя полномочия. При этом коллективу уже полгода задерживали зарплату. Нечем было платить и за аренду помещений. А типография отказалась продолжать печатать газету в долг.

Учредитель Валерий Атаманов попросил главного редактора Дамира Батыршина восстановить газету – главного редактора, который 12 лет был соратником Никонова. Редакция, ранее занимавшая целый этаж, переехала в маленькое помещение на улице Каменной, 4. При этом долги никуда не делись. Но договорились с другой типографией и с 6 февраля 2018-го возобновили выпуск газеты – ведь Атаманов обещал за всё заплатить в ближайшие дни. Увы, не заплатил. А тем временем печать быстро съедала последние деньги на счету. Номер, вышедший 20 марта 2018-го, стал последним. Причём если в январе появилось хотя бы сообщение в соцсетях о «приостановке», теперь не было вообще ничего. Газета просто перестала выходить.

Как же былой флагман местной журналистики дошёл до жизни такой? Не дошёл – довели.

Дом печати.jpg
Здание "Калининградской правды" на улице Карла Маркса, 18, хорошо известное нескольким поколениям калининградцев.

Роковая смена власти

45 лет «Калининградская правда» была органом местных властей. Но пребывание под их «пятой» не мешало ей быть настолько востребованной, что в итоге она стала самой тиражной среди всех региональных газет СССР! После провала ГКЧП в августе 1991-го её хотели закрыть – как СМИ обкома КПСС. Однако коллектив во главе с Александром Хмурчиком сумел отбиться от новоявленных демократов, ещё вчера козырявших партбилетом.

В новую жизнь газета вошла «налегке» – у неё отобрали почти всё, включая крышу над головой. Помещения на Карла Маркса, 18, которые «Калининградская правда» занимала с 1972 года, стали чужими – и отныне за них надо было платить. Но зато удалось сохранить главное – профессиональный коллектив. И уже вскоре газета снова пошла в рост.

Однако в августе 1998-го грянул дефолт. Интернета в области тогда, считай, ещё не было, «Калининградская правда» выходила только на бумаге. А та в одночасье стала золотой. И чтобы спасти газету, было решено позвать в состав учредителей состоятельных акционеров. Одним из них оказался Атаманов, имя которого до этого связывали, прежде всего, с компанией «Рефтрансфлот». А потом «рыбный олигарх», как его называли, стал и вовсе единственным учредителем.

Калининградская правда 1.jpeg
"Калининградская правда" 20 лет назад - 10 августа 1999 года.

Думается, что на путь гибели газета встала, когда в 2005-м Атаманов вдруг уволил Бориса Нисневича, главреда и гендиректора. За что, непонятно, ведь годы его руководства – один из лучших периодов в истории «Калининградской правды». На место главреда из Москвы пригласили Тамару Замятину – политического обозревателя ТАСС, начинавшую карьеру у нас. А должность гендира занял Никонов, до этого бывший зампредом на нашей ГТРК.

Всего через полгода Замятина уволилась, вернувшись в столицу. Потом в кресле главреда промелькнула парочка случайных персонажей. И, наконец, в 2006-м должность доверили Дамиру Батыршину, который на тот момент ещё и года не отработал в газете. Да и в Калининграде появился только в конце 2005-го. С ним и повёл Никонов «Калининградскую правду» к бесславному финалу.

Слухи о кончине были преувеличены

Часто можно услышать: газета была обречена. На самом деле у неё имелся потенциал для того, чтобы и сегодня оставаться среди ведущих СМИ региона. Конечно, для этого надо было усиливать присутствие в интернете. При желании «Калининградская правда» могла создать один из лучших сайтов, который сейчас обеспечивал бы и выпуск традиционной, бумажной версии. Однако вместо этого сайт лишь деградировал. Обновлялся от случая к случаю, поиск не работал, возможность комментирования была отключена. А в разделе «редакция» годами висели имена не только давно не работающих, но и давно умерших…

Такой, в общем, менеджмент. А ведь когда новое руководство пришло к власти, эта газета была успешным предприятием. Так, могла себе позволить разыграть среди подписчиков автомобиль. А с 60-летием в числе прочих её поздравили нынешние премьер Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл.

На то, чтобы всё угробить, понадобилось целых десять лет. Это было нелегко, однако в итоге справились. И 70-летие газеты уже вообще не отмечалось. Не на что было…

Планёрка 24 октября 1957.jpg
Планёрка в газете 24 октября 1957 года.

Умерла – так умерла

Когда она вдруг перестала выходить, вот что, например, написала у себя в «Фейсбуке» председатель Общественной палаты Калининградской области Ольга Аринцева:

«Чтобы понять масштаб потери, иногда нужно это потерять. Сегодня с утра уже звонки. Люди почти со слезами просят что-то сделать, не лишать их любимой газеты, воспринимают «Калининградскую правду» как часть своей жизни».

Читатели с надеждой ждали реакции властей. Зря. Суть реакции: умерла – так умерла. Частный-де проект, к которому мы не имели никакого отношения и который оказался «неэффективным». Только разве всё так однозначно? «Частный проект» был создан ещё в СССР и за свою работу удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Так что если уж говорить о неэффективности, то – Атаманова и его назначенцев, а никак не «проекта».

Ещё удивительнее реакция областного Союза журналистов. Казалось бы, это тот случай, когда он просто обязан был вмешаться. Но там – хранили гордое молчанье. В правлении СЖ поднять волну по большому счёту пыталась лишь Марина Васильева (медиагруппа «Западная пресса»). Говорила, что оставшимся без денег и работы коллегам нужно как-то помочь. Только благодаря ей в феврале 2018-го на отчётно-выборной конференции Союза Дамиру Батыршину всё-таки пришлось рассказать, что происходит с «Калининградской правдой». Однако он нарисовал ещё радужную картинку. Мол, учредитель разбирается в ситуации, и вскоре всё должно наладиться…

В июне 2018-го группа бывших работников (причём во главе с Батыршиным!) обратилась за помощью в СЖ уже письменно. О чём просили? О том, чтобы Союз наконец вмешался в происходящее, сделал публичное заявление, обозначив свою позицию, как-то повлиял на Атаманова, чтобы тот выполнил обещания. И что? Не удостоились даже ответа…

На днях я задал председателю нашего СЖ Анатолию Стародворскому вопрос: почему не сделано заявление в связи с закрытием «Калининградской правды»? Вот его ответ: «Решения суда о закрытии газеты нет». Непонятно, при чём тут решение суда. Тем не менее, теперь оно есть. Будет ли заявление Союза?

Никонов и читатель, получивший машину.jpg
Игорь Никонов и читатель, получивший машину.

Машину угнали, адвоката кинули…

Многие до сих пор возмущённо недоумевают: как такое могло произойти? Понёс ли хоть кто-нибудь наказание? Что происходит вокруг газетных руин сейчас?

Из всех, кого там кинули, в суд подал лишь я. Выиграл и даже «уже» (всего через полтора года) получил компенсацию. Всё это было тяжело и противно. Но иного пути добиться справедливости не существовало. Призывы к СЖ, даже коллективные, остались гласом вопиющего в пустыне.

Как выяснилось, по заказу Атаманова была проведена аудиторская проверка деятельности ООО «Медиа-Информ» (копия документа у меня имеется). Оценивая итоги этой ревизии, в феврале 2018-го на встрече с коллективом учредитель сказал, что «должен пойти и посадить» Никонова. Не пошёл. Но аудиторскую проверку всё же пришлось представить в Следственный комитет. А там, изучив материалы, направили их в налоговую и полицию, усмотрев признаки нарушения сразу нескольких статей УК РФ.

Вход на пятый этаж.JPGНасколько мне известно, точка в этих проверках ещё не поставлена. А недавно полиция была вынуждена заняться ещё одним делом – угоном редакционной машины. «Рено Сандеро» – последнее, что осталось из имущества «Калининградской правды». Незадолго до закрытия газеты автомобиль пропал с обычного места стоянки, а на «Авито» появилось объявление о его продаже. Приставы нашли машину лишь благодаря помощи очевидцев, знавших, где её, судя по всему, пытались спрятать. Арестовав, автомобиль оставили на том же месте. Забирать его оттуда без разрешения приставов никто не имел права. И вдруг он пропал уже оттуда. Где же его нашли? На стоянке возле дома, где был последний адрес как самой редакции, так и ООО «Медиа-Информ». Такое вот удивительное совпадение…

Газета закрыта. Последние дни доживает и фирма-учредитель. Налоговая служба приняла решение о предстоящем исключении ООО «Медиа-Информ» из ЕГРЮЛ. Произойти это должно через полтора месяца. Меж тем на фирме висят долги на пару миллионов. К слову, среди взыскателей – адвокат, который бился против меня в суде, защищая ООО «Медиа-Информ». А в итоге ему там тоже не заплатили… Видимо, теперь взыскатели попытаются успеть обанкротить фирму, чтобы привлечь к финансовой ответственности руководство.

Вместо послесловия

Впрочем, «Калининградскую правду» это уже не вернёт. Сейчас, правда, в журналистской среде возникли (уже в который раз) разговоры о «возрождении» газеты. Но если СМИ с таким названием у нас опять и появится, это будет уже нечто другое. А история той самой газеты, которая была ровесницей области, оборвалась 9 сентября 2019-го.

Что же от неё осталось? Прежде всего – подшивки. Причём чем они старше, тем выше их ценность. А о местных событиях 40-х – 50-х годов порой вообще узнать можно только из старых газетных заметок.

70-летняя летопись, написанная «Калининградской правдой», – важная часть всей истории области. И этого уже не сможет отменить никакой суд.

Владислав РЖЕВСКИЙ

Опрос
  • Нужен ли Калининградской области ещё один город-курорт на море?

    007.jpg


Проголосовало 109 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты