Специальный обзор: избавляемся от идеологического мусора в новом учебнике истории

18.01.2014 14:36
   


Президент страны встретился с авторами будущего нового единого учебника истории, в котором  не будет идеологической составляющей, а Октябрьская революция станет Великой российской революцией.

В четверг, 16 января, состоялась встреча Президента России с авторами единого для всей страны будущего учебника истории. В ходе обсуждения проблем, связанных с созданием такого учебного пособия, Владимир Путин высказал и собственный взгляд на то, каким учебник должен быть. "Самое главное заключалось до сих пор в том, что в той системе сертификации, так условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа, для любой страны и для любого народа это просто как плевок в лицо. Это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться", - считает президент.

Новую концепцию с главой государства обсуждали председатель Госдумы Сергей Нарышкин,  помощник президента Андрей Фурсенко, министр образования Дмитрий Ливанов, министр культуры Владимир Мединский и представители научного, образовательного и экспертного обществ.

Один на всех 

Обсуждение нового учебника истории, по которому будет вестись преподавание во всех субъектах страны, велось уже довольно давно. В настоящее время регионы сами определяют учебные пособия по истории, и нередко содержащаяся в них оценка противоречит привычному для многих взгляду на те или иные события. Учебник истории в Казани существенно отличается от учебника истории в Москве, именно этот факт и беспокоит власти. По поручению президента вместо нынешних 65 учебников в стране будет действовать один.

Концепция нового учебника и обсуждалась на встрече Владимира Путина с разработчиками будущего учебного пособия. По замыслу авторов этот учебник будет содержать ключевые моменты отечественной истории без идеологической составляющей, свойственной предыдущим вариантам учебника. Кроме того, как заявил президент, всем событиям в нем будет дана объективная оценка, чтобы какие-либо факты российской истории не принижались, но и не делались преувеличенно важными. По словам Дмитрия Ливанова, сегодня более 85% россиян поддерживают идею перехода на единые принципы преподавания истории.

Кроме того, Минобр проводит экспертизу всех действующих в стране учебников истории, которые входят в федеральный список. Учебники проверяются на предмет соответствия новой концепции, пока не будет готов новый учебник, призванный заменить все остальные. Иначе говоря, фактически новая концепция начнет действовать уже со следующего учебного года.

Факты известные, а названия - новые

Однако, как выяснилось, просто включением в одну книгу главных событий российской истории не обойдется. Разработчики концепции подготовили и совершенно новые термины, которые придали событиям и несколько иную окраску.

По словам Александра Чубарьяна, директора Института всеобщей истории, наибольшие сложности у авторов концепции возникли с историей XX века. Но авторы сумели выйти из сложного положения, к примеру, таким образом: "Мы вышли на некое новое определение революции 1917 года, назвав ее "Великой российской революцией", имея в виду и Февраль, и Октябрь, и Гражданскую войну, объединили, как это делается в отношении других революций в других странах". 

30-е годы XX века в новой концепции названы советским вариантом модернизации. Такому термину даже было специально посвящено отдельное заседание, - рассказал президенту Александр Чубарьян.

Также обширную дискуссию вызвала концовка учебника. Мнения по этому поводу разделились: одни считали, что учебник необходимо завершить 2000 годом, другие настаивали на том, что последняя глава учебника будет посвящена сегодняшним событиям в стране. В итоге последняя точка зрения победила: авторы концепции посчитали, что подрастающее поколение должно иметь представление о том обществе, в котором оно живет.

Новая концепция - спорная, как считают многие

Внимание к созданию нового учебника истории довольно велико как со стороны простых граждан, так и со стороны тех, кому с этим учебником работать. Корреспондент Русского Запада поговорил с Натальей Мельшиной, учителем истории, и вот какое мнение услышал.

"С моей точки зрения, идея создания единого учебника - довольно неоднозначная. Он станет своего рода ограничением возможностей высказывать различные точки зрения на исторические факты. Включить в него все концепции истории, конечно же, невозможно, поэтому стоит ли детей загонять в такие рамки? То, что сегодня есть разновидности учебников истории, я считаю благом, это выход для учителя, поскольку он может выбрать для своего класса наиболее подходящий вариант, ведь сегодня в школах есть различные профильные классы, и всех учить по одному и тому же учебнику очень трудно", - полагает Наталья Викторовна.

К нововведениям вроде "Великой российской революции" учитель истории отнесся не слишком благосклонно: "Я просто не понимаю, как можно объединить эти три события. Бесспорно, что одно вытекает из другого, но насколько все же отличается Февральская революция от Гражданской войны, они слишком разные".

Как не относись к новой концепции, но она уже принята. На создание учебника, полностью соответствующего ей, по словам Дмитрия Ливанова, уйдет полтора-два года. Кроме того, учителям истории придется проходить повышение квалификации, а школьников уже в этом году ждут на экзаменах такие вопросы и задания, которые в полной мере отвечают новой концепции.

Опрос
  • Какую воду вы пьёте?

    без усилий.jpg


Проголосовало 612 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты