Николая Цуканова вновь отправляют в досрочную отставку. Калининградский аэропорт 'Храброво', безусловно, ждет счастливого будущего, — вопрос только во все отдаляющихся сроках. До проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининграде остается 4,5 года, при этом появляются проекты новых сооружений, но не решается вопрос с финансированием их строительства. Об этих и других примечательных событиях минувших 7 дней - в седьмом выпуске традиционной рубрики в этом году.
1. Мечты насущные. Сроки реконструкции калининградского аэропорта 'Храброво' затягиваются, а власти продолжают поиск региональной авиакомпании.
Большинство калининградцев хорошо помнят времена расцвета аэропорта Храброво, достигнутые благодаря региональной авиакомпании ''КД авиа''. Проект Сергея Грищенко и Леонида Ицкова казался простым, но гениальным — перевозить пассажиров из России в Европу с трансфером в Калининграде. Можно много спорить об изначальной неправильной выбранной стратегии, темных операциях с кредитными средствами, политических противостояниях и прочих причинах, приведших калининградскую авиакомпанию к финансовому краху.
Однако факт остается фактом, за прошедшие годы калининградский аэропорт так и не набрал былую мощь, регулярные полеты осуществляются разве что в обе столицы да среднеазиатские государства. В последние годы власти делают много правильных заявлений о будущем калининградского аэропорта. Вполне логично, что воздушные ворота региона должны преобразиться к приему гостей при проведении игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Сейчас у Храброво - собственный частный инвестор, осуществляющий реконструкцию на собственные средства без государственного софинансирования — удивительный альтруизм по нынешним временам. Тем не менее самым важным вопросом продолжает оставаться наличие региональной авиакомпании, и, по последним заявлениям, соответствующие переговоры должны завершиться в самое ближайшее время. Кроме того, региональные власти и руководство аэропорта обещают значительное многообразие новых рейсов по широкому кругу различных направлений.
При этом есть определенные сомнения, что регулярное сообщение между Калининградом и Мурманском, Краснодаром, Екатеринбургом, Самарой и другими российскими городами будет таким уж рентабельным. Если только жители большой России не будут заинтересованы в том, чтобы продолжить путешествия в Европу наземным транспортом. Пока же множеству калининградских путешественников остается обращать внимание на соседние Польшу и Литву, где разнообразные многочисленные предложения сформированы авиакомпаниями-лоукостерами. Вспоминая успехи на калининградском направлении российских аналогов — авиакомпаний ''Авианова'' и ''СкайЭкспресс'', можно только приветствовать осуществление таких перевозок из Калининграда.
Впрочем, в самое ближайшее время должен быть запущен проект ''Добролет'' от ''Аэрофлота'', что позволит добираться в Москву по разумным ценам.
2. Больше мостов, красивых и нужных. К Чемпионату мира по футболу исторический центр Калининграда имеет шанс преобразиться.
В прошлые годы Градостроительный совет при администрации Калининграда являл собой крайне интересное мероприятие. Заседания совета были как раз местом для дискуссий: многочисленные члены калининградского профессионального архитектурного сообщества с большим удовольствием высказывались по поводу различных идей, предложенных коллегами.
Впрочем, такие советы всегда имели статус консультационных органов, однако не определенном этапе и их перестали проводить. Просто градостроительные решения, принятые калининградскими властями в последние годы нельзя назвать такими уж однозначными. На минувшей неделе Градостроительный совет как раз был проведен, и его центровой темой стал надвигающийся на Калининград Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Очевидно, что в областном центре к этому знаменательному событию должны произойти значительные изменения, прежде всего с инфраструктурой, причем они не должны ограничиться строительством стадиона на болотистой почве Острова. Согласно замыслам проектировщиков, в городе должно появиться 3 новых моста, однако пока речь идет лишь об эскизных проектах, до “серьезного проектирования” дело не дошло.
Такие работы стоят много десятков миллионов бюджетных рублей, и нет никаких гарантий, что федеральный центр готов их выделить. Еще один важный момент, проектировщики строительства съездов со второй эстакады сообщили, что не нашли решений, в соответствии с которыми можно связать недавно построенный мост и улицу Дзержинского. Теперь в качестве альтернативного решения предлагается строить новый мост через Преголю, который обойдется не менее чем в 700 миллионов рублей. С учетом того, что аналогичную сумму должны строителям самой эстакады, плюс несколько миллиардов рублей необходимо потратить на сами съезды, обозначенные перспективы представляются совсем уж туманными.
3. Массовое сокрытие. Калининградские правоохранители установили факт неуплаты налогов на 42 миллиона рублей руководителем целлюлозно-бумажного предприятия в Советске.
Для калининградских правоохранителей наступили непростые времена. На фоне волны телевизионных сюжетов в эфире федерального телеканала “Россия-1“ о многочисленных коррупционных нарушениях, допущенных калининградской полицией и ее непосредственным руководителем Евгением Мартыновым, остро стоит вопрос о восстановлении пошатнувшегося реноме.
Вполне грамотно в таких условиях показать, что в региональном управлении МВД действительно борются с коррупцией во всех ее многочисленных проявлениях. С этой точки зрения можно рассмотреть появление информационного сообщения о том, что директор целлюлозно-бумажного предприятия в Советске уклонился от выплаты налоговых платежей аж на 42 миллиона рублей. Причем совершено правонарушение было еще в 2010 году.
Однако оперативная проверка позволила выявить соответствующие факты только спустя несколько лет, ну или было решено сообщить об этом только сейчас, так сказать, для информационного фона. Ситуация с целлюлозно-бумажными предприятиями на территории самого западного региона РФ в последние годы в общем и целом является достаточно критической. Ранее эта промышленная отрасль была одной из ведущих, причем в советское время эти предприятия начали функционировать на той инфраструктуре, что была создана еще во времена Восточной Пруссии.
На сегодняшний день целлюлозно-бумажные заводы в Калининграде, Советске и Немане фактически развалены и обанкрочены, причем в некоторых случаях речь идет о реальных уголовных делах. Имущество предприятий, прошедших через процедуру банкротства, несколько раз перепродавалось и сейчас находится под контролем различного рода частных коммерсантов. Как таковых надежд на возрождение отрасли с учетом сегодняшних экономических реалий нет, поэтому и остается только вносить “заведомо ложные сведения” в налоговые декларации, дабы оптимизировать прибыль.
4. Новая волна. Губернатора Николая Цуканова продолжают отправлять в досрочную отставку.
Новый политический год в Калининградской области фактически стартовал ближе к концу календарной зимы. Ряд информационных новостных сайтов, подконтрольных определенным структурам, предрек досрочную отставку губернатору Николаю Цуканову. В качестве временного ориентира был обозначен март. Каких-либо существенных оснований названо не было, в качестве подтверждения информации был выбран старый журналистский прием под наименованием “компетентный неназванный источник”.
Вероятно, правды в этой информации нет. Речь просто идет о желании определенных журналистов получить новую порцию бюджетного финансирования. Правительство Калининградской области пока еще не разыгрывало тендеры на освещение своей деятельности в федеральных интернет-СМИ. Для некоторых эти средства столь значительны, что они готовы идти и на такого рода провокации.
Губернатор Николай Цуканов наверняка войдет в политическую историю Калининградской области как наиболее часто отправляемый в досрочную отставку глава региона. Причем, по имеющейся информации, сам Цуканов как раз сейчас хотел бы, чтобы президент принял соответствующее решение, с тем чтобы пойти на досрочные выборы в сентябре этого года. На сегодняшний день реальных альтернативных кандидатов действующему главе региона фактически нет, поэтому избирательная виктория может быть достигнута без особых усилий.
Если размышлять о возможных альтернативных Цуканову кандидатах, то с учетом статуса видится разве что заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский. Однако начало этого года “федеральный куратор” Калининградской области вряд ли может занести себе в актив, - фактически первым публичным появлением Воскресенского с начала года стали праздничные мероприятия, посвященные 23 февраля - Дню защитника Отечества.
5. Люди против. Первые социологические опросы показывают неприятную для властей тенденцию – калининградцы не готовы вносить платежи за капитальный ремонт.
Принятый Калининградской областной Думой в конце декабря прошлого года резонансный закон о платежах на капитальный ремонт многоквартирных домов изначально был обречен на противоречивые оценки. Очевидно, что в большинстве своем жители региона не могли воспринять позитивно сообщение о том, что им придется платить еще и за ремонт своего жилища, при том что перспектива проведения этого самого ремонта видится более чем туманной.
При этом нельзя забывать, что эта инициатива - не прихоть калининградских властей, а реализация на региональном уровне требований федерального законодательства. Первые социологические исследования показывают, что властям еще предстоит проделать огромную работу, чтобы объяснить пользу от принятого нормативного акта. Опрос “Калининградской социологической службы” показал, что без малого 60% жителей областного центра недовольны законом о капитальном ремонте. Понятно, что сбор денежных средств или новых налогов всегда находил и будет находить живой интерес простых людей. При этом основные комментарии респондентов были связаны с тем, что не было как такового широкого обсуждения норм закона с населением.
При этом более 80% калининградцев, так или иначе, знают о принятом законе, что показывает высокую информированность общества по обозначенному вопросу. Еще один примечательный момент: если калининградцы и готовы отдавать кому бы то ни было указанные дополнительные платежи, то самим себе, а именно - товариществам собственников жилья. Но пока количество ТСЖ в том же областном центре весьма невелико в масштабах большого города.
Идею с единым региональным оператором, которую отстаивают областные власти, поддерживают пока всего лишь 15% горожан. А это значит, что помимо принятия закона предстоит проделать еще непростой путь по донесению до населения информации о том, кому и за что придется платить весьма существенные средства (ставка платежа предварительно определена в 5,9 руб. за один квадратный метр жилой площади в месяц). И этот тот путь областные власти должны будут пройти безошибочно, иначе не избежать серьезного недовольства и массовых акций протеста.
© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада