08.03.2014 01:40
Итоги экстренного саммита Евросоюза по "украинскому вопросу", состоявшегося 6 марта в Брюсселе, ничего нового в отношения с Россией не привнесли. Пока до жестких экономических санкций дело не дошло, хотя кое-кому из участников альянса наверняка этого хотелось.
Тем не менее главы европейских государств и правительств в ходе обсуждения разработали трехступенчатый план введения санкций против России, если она не вступит в диалог с Украиной.
Первая ступень – это заморозка переговоров по облегчению визового режима для россиян, новое базовое соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС, а также приостановка подготовительной работы к саммиту "большой восьмерки" в Сочи.
Эти ограничения вводятся уже сейчас. Однако существенного значения для России и Европы подобные санкции не имеют. По словам постоянного представителя Российской Федерации при ЕС Владимира Чижова, переговоры по визовому режиму и новому соглашению и так проходят в вялотекущем формате.
Поэтому здесь никакие сюрпризы Россию не ожидают. Как заметил Владимир Чижов, это далеко не первый случай, когда представители ЕС пытаются перевести дипломатические переговоры в политическое русло.
Санкции второй ступени означают запрет на посещение европейских стран для некоторых российских чиновников и других персон, заморозку российских активов за границей и отмену российско-европейских саммитов. На такой шаг члены ЕС грозятся пойти при отказе России от переговоров с Украиной с участием третьей стороны.
К более серьезным ограничениям Евросоюз, возможно, перейдет, если российско-украинские отношения будут развиваться по негативному сценарию. В этом случае европейские партнеры вроде бы планируют ввести
экономические санкции для России. Но готовы ли они сами к разрыву экономического сотрудничества - это большой вопрос.
К тому же накануне, 3 марта, большинство европейских министров тему жестких санкций обсуждать вообще не захотели. Тем более что бизнес-сообщества многих стран уже высказались против этого шага и отказываться от совместных проектов не собираются.
© Виктория Кутищева, специально для Русского Запада