Минпромторг может усложнить открытие крупных магазинов

30.09.2014 10:35
   


В ведомстве уверены, что консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем предпринимательстве.
Ссылаясь на опыт европейских стран и соседей по Таможенному союзу, в министерстве пришли к выводу, что принимая решения о выделении девелоперам и ритейлерам земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров, можно установить для них дополнительные согласования. 
В четверг, 2 октября, Минпромторг направит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года. Один из его пунктов предлагает на федеральном и региональном уровнях определить "критерии размещения крупных торговых объектов", в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию. Таким образом, критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах, следует из проекта. 
Министерство указывает, что магазины большой площади оказывают "наиболее сильное, в том числе и отрицательное, влияние на конкурентную и предпринимательскую среду". В частности, развитие и консолидация сетевой розницы отрицательно сказываются на малом и среднем предпринимательстве: из-за "перетока" покупателей менее крупные торговые объекты вынуждены закрываться. 
По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, пока торговля в России "не очень развита", подобные меры вводить рано, достаточно и действующих антимонопольных ограничений. Сейчас, например, ритейлер не должен превышать порог в 25% от оборота розницы муниципалитета или города федерального, где он работает. Однако помимо этого уже сейчас для организации магазина требуется много согласований, считает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. "Выделение участка, согласование с архитекторами, энергетиками, водоканалом, с администрацией города, района или области, МЧС, ГИБДД",— перечисляет он. 
В проекте Минпромторга нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии, но есть отсылки к опыту других стран. Например, в Великобритании крупными признаются магазины площадью более 2,5 тыс. кв. м, в Италии — 1,5 тыс. кв. м, во Франции — 3 тыс. кв. м. В Казахстане для торговых объектов более 2 тыс. кв. м, в Белоруссии — более 3 тыс. кв. м. В России по ГОСТу "Розничная торговля" гипермаркетом признается торговый объект более 5 тыс. кв. м, а универмагом — более 3,5 тыс. кв. м. 
Добавим, по данным "Infoline-Аналитики", в 2013 году выручка всех российских гипермаркетов составила 1,23 трлн руб., или 11% оборота продовольственной розницы. 
Член совета директоров ГК "Регионы" Амиран Муцоев (развивает сеть ТРЦ "Июнь") считает, что в инициативе Минпромторга есть как плюсы, так и минусы. Например, если в городах-миллионниках в относительной близости друг от друга открывается сразу несколько гипермаркетов, они "пожирают" не только малый и средний бизнес. С другой стороны, в городах с населением до 500 тыс. человек, где отсутствуют федеральные ритейлеры, появление крупных объектов, по его мнению, полезно, так как местный малый и средний бизнес зачастую завышают цены. 
© Информационное агентство Русский Запад, по материалам "Коммерсантъ"