Во вторник, 9 апреля, Северная Корея настоятельно порекомендовала своим южным собратьям укрыться в бомбоубежищах и/или эвакуироваться с полуострова, ведь так и не закончившаяся (по официальным документам) война между двумя странами готова возобновиться в любой момент. Возможно, сейчас было бы самое время паниковать и паковать вещи, но… Это лишь в том случае, если вы не жили бок о бок с Северной Кореей более полувека подряд.
Настроения на южной части полуострова пропитаны, скорее, скептическим негодованием, нежели страхом. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе настроена довольно жестко, заявляя, что больше Юг не намерен делать поблажек Северу и все так же, как и раньше, терпеть его истеричные угрозы. Аналитики же полагают, что молодой и относительно неопытный лидер Северной республики Ким Чен Ын пытается как можно крепче нацепить на страну ярлык ядерной державы, чтобы отвлечь внимание мира от внутренних проблем страны.
На прошлой неделе Северная Корея попросила все иностранные посольства (в т.ч. и российское), находящиеся на территории Пхеньяна, как можно скорее составить планы эвакуации. На этой неделе нагнетание обстановки продолжилось угрозами в адрес южнокорейских граждан. Что характерно, сами южнокорейцы, давно привыкшие к эксцентричному поведению своих северных соседей, не видят для себя никакой угрозы с их стороны. Более того, Туристическая организация Южной Кореи специально проинформировала зарубежные туристические агентства о том, что любые поездки в страну абсолютно безопасны. Официальный представитель организации Сонг Хён Сук попросту сказал: "Это ведь не первый раз, когда Северная Корея ведет себя подобным образом".
Другое дело – компании вроде DMZ Tour Corporation, устраивающие туры по Северокорейской границе: их бизнес видел лучшие времена. "В последнее время к нам поступало много звонков с вопросами о том, безопасно ли сейчас приближаться к границе", - рассказала Ё Дже Сунг, официальный представитель компании. Она учтиво отказывается назвать количество потенциальных клиентов, потерянных компанией из-за напряженной обстановки на Севере. "Вчера группа австралийских туристов устроила голосование между собой: они решили, что если хоть один из них побоится пойти к границе, то они отменят поездку. В конце концов, поехали".
Аналитики, а также представители Южнокорейских властей сходятся во мнении, что война с КНДР маловероятна. Северокорейское правительство до сих пор ведет психологическое противостояние с остальным миром, пытаясь пошатнуть уверенность экономики Юга и заставить Вашингтон вместе со своими союзниками снова ломать голову над очередной стратегией дальнейших действий. Не исключена опасность, что на этой неделе КНДР решится выдавить из себя ракету средней дальности, но все с той же целью запугивания и нагнетания предвоенной атмосферы.
"Сколько еще мы будем ходить по этому замкнутому кругу, где Северная Корея позволяет себе кому угодно угрожать конфликтами, а мы за это вознаграждаем ее компромиссами и гуманитарной помощью?" - заявила президент Пак на встрече кабинета министров после того, как КНДР отозвала 54 000 рабочих из промышленного региона Кэсон, который до этого управлялся совместно Северной и Южной Кореями.
Ситуация с этим промышленным комплексом стала еще одной каплей, перевешивающей чашу весов терпения Южной Кореи. Северная Корея уверена, что своим поступком в Кэсоне она сделала правильную вещь. Гордая республика Кимов отказывается возобновлять свою работу в промышленном комплексе до тех пор, пока Южная Корея не "изменит свое поведение".
- Это Северная Корея должна подумать о своем поведении и сделать правильный выбор в пользу совместного развития корейских наций, - продолжила президент Пак. - Если Север и дальше будет нарушать нормы и данные обещания подобным образом, то каких инвесторов после этого он привлечет?
КНДР утверждает, что истинной причиной вывода рабочих из Кэсона стали совместные Америко-Южнокорейские военные учения, а также введение ООН санкций на испытание ядерного оружия 12 февраля. Что же касается Южной Кореи, – представитель президента заявил, что со стороны Юга промышленный комплекс продолжит свою работу.
Во время своей президентской компании президент Пак представила программу взаимодействия с Северной Кореей, которую она назвала "политикой доверия". Ее механизм практически полностью копирует американскую политику "стратегического терпения" и заключается в следующем: если Север каким-либо образом заслужит доверие Юга и Штатов (снизив враждебные настроения и продемонстрировав взрослое желание конструктивно обсуждать проблемы), то последние предоставят ему необходимую поддержку. Однако если Северная Корея откажется пойти на открытый диалог и продолжит провоцировать окружающих, Америка и Южная Корея встретят это еще большими санкциями и еще более глубокой изоляцией Севера.
В качестве одного из условий построения доверительных отношений президент Пак предложила Северной Корее прекратить рассматривать нагнетание политической обстановки и просьбы о гуманитарной помощи как неразрывные понятия. К сожалению, от этого убеждения Северная Корея пока не в силах отказаться, подтверждением чему стал инцидент 2010 года, когда Северокорейцы потопили Южнокорейское военное судно, оборвав жизни 46 моряков. После этого Южная Корея повысила торговое эмбарго для Севера, что вызвало у последнего крайнее возмущение. КНДР до сих пор не взяла на себя ответственность за потопленное судно.
© Светлана Наумчик, специально для Русского Запада
© По материалам The New York Times