Почти 1,5 трлн расходов бюджета в этом году могут быть секвестрированы. Первыми "под нож" попадут инвестиционные и строительные программы, что негативно скажется на экономике страны. К началу марта Минфин должен подготовить предложения по поправкам в федеральный бюджет на 2015 год с учетом нового макроэкономического прогноза и антикризисного плана правительства. Уточненный прогноз исходит из среднегодовой цены нефти Urals на уровне 50 долларов за баррель вместо 96 долларов, заложенных в закон о бюджете на 2015 год, и курса доллара в 61,5 рубля вместо 49 рублей за доллар. Доходы бюджета в результате, по расчету Минэкономразвития, могут снизиться на 2,3 триллиона рублей.
Спад российской экономики в текущем году, согласно уточненным данным, составит 3% ВВП вместо прогнозировавшихся ранее 0,8%, инфляция ускорится до 12,2% вместо ожидавшихся ранее 7,5%. Дефицит бюджета РФ, по оценке министра финансов, в условиях уточненного прогноза может составить 2-3% ВВП. В законе о бюджете заложен дефицит 0,6% ВВП. При этом министр экономического развития полагает, что дефицит будет существенно больше и достигнет 3,8% ВВП.
Для выполнения бюджетных обязательств правительству в текущем году придется распечатать Резервный фонд. Закон о бюджете позволяет Минфину потратить до 500 миллиардов рублей из средств фонда в этом году, однако министр финансов говорил ранее, что итоговая сумма на текущий год может быть существенно больше. Дополнительные средства потребуются на поддержку отраслей экономики в условиях кризиса.
При этом властям предстоит решить вопрос о сокращении расходов бюджета. Ранее уже было принято решение об урезании расходов казны на 10%, но глава Минфина заявлял о необходимости дополнительных сокращений на сумму около 600 миллиардов рублей. В общей сложности бюджет 2015 года может не досчитаться 1,3 трлн рублей. Для этого, в частности, предлагается отказаться от индексации по уровню инфляции зарплат бюджетникам и социальных выплат и перенести половину всех расходов на строительство объектов, которые финансируются по госпрограммам, на более поздние сроки. Новые стройки также предложено заморозить полностью.
Закон не позволяет трогать социальные расходы, но в любой госпрограмме есть большие резервы эффективности, в том числе в госзакупках: если будут экономить за счет повышения эффективности, это принесет только пользу, а вот если на инвестиционных проектах, которые легче всего урезать, — выйдет плохо для стратегического развития экономики, - предостерегают эксперты.
"Главное - не допустить сокращения производства и роста безработицы. Но исполнение соцобязательств необходимо в заявленных объемах", - говорит главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
При этом глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил вообще не сокращать бюджетные расходы, а согласиться на увеличение дефицита бюджета, что менее вредно, чем секвестр.
"Я не уверен, что их вообще надо сокращать, потому что изменение доходов может означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита", - заявил глава МЭР.
© Источник: expert.ru
© Фото: polevestei.ru