На яхтенный рай Южной Балтики движутся пятна мазута. В этом году, как и в прошлом, они выйдут в море через Калининградский (Вислинский) залив. Загрязнение его акватории за долгие годы стало регулярным и сезонным.
Маслянистая пленка скапливается у золотых пляжей Балтийской косы. Здесь планируют развивать туризм и особо-охраняемую природную зону, но бороться за чистоту моря никто и не думает. Источник загрязнения - гавани Балтийска, главной базы военно-морского флота России на ее западных рубежах. Что делают люди в погонах, чтобы защитить нас от издержек своей службы?
Морские офицеры рассказали, как борются с загрязнением общих водных ресурсов России и Европы, и о необходимости межведомственной эко-программы
«МАЗУТЫ СУХОПУТНЫЕ»
Военно-морской флот подтверждает информацию о вредных выбросах. И даже предостерегает о самых грязных периода залива.
- Наиболее интенсивный выброс замазученных вод наблюдается в весенне-осенний период, в связи с увеличением паводковых вод и дождевых осадков, - подтверждают информацию «Русского Запада» в отделе информационного обеспечения пресс-службы Западного Военного округа по Балтийскому флоту. Последний, к слову, является наиболее крупным хозяином гаваней бывшего Пиллау. Мощная база ВМФ действовала здесь с 1914 по 1945 гг., сначала под кайзеровским крестом, затем под нацистской свастикой. С 1945 года отсель «грозил супостату» Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Теперь просто – Балтийский флот ВМФ России. Менялись хозяева древней Пилавы (прусское название изначальной крепости-прародительницы города – прим. Русский Запад), но никакого внешнего контроля за военными не было никогда. По свидетельствам заслуженного эколога России Феликса Алексеева, мазут в море попадал именно с территории военно-морской базы (http://westruss.ru/~kSB9O).
- Из инженерных коммуникаций довоенной постройки, - уточняет в ответе на запрос «Русского Запада» отдел информационного обеспечения пресс-службы Западного Военного округа по Балтийскому флоту. Почему же военные не отрицают загрязнения, но и не берут ответственность за него на себя? Да просто «поймать за руку» их невозможно. Мазут проникает в море из довоенных ливневок, которые могут впадать в морской пролив ниже уровня воды. Стенки набережных и причалов покрыты трещинами и мхом. Доступ к осмотру таких мест затруднен громадными волноотбойниками-тетраподами. Визуально зафиксировать стоки из полуразрушенных немецких коммуникаций очень трудно. И все же, текут по ним жидкости современного происхождения. По данным неназванного источника в Атлантическом отделении Института Океанологии РАН им. П. П. Ширшова, загрязнения исходят именно с охраняемых территорий базы. Военные зачастую просто не контролируют издержки собственной хозяйственной деятельности. Но в штабе Балтийского флота эту информацию опровергли: специальная организация по мониторингу за состоянием акватории в береговых и надводных соединениях ВМФ имеется! Надзор за природопользованием окружающей средой возложен на экологическую службу флота. Очевидно, что именно опираясь на ее данные, в пресс-службе Дважды Краснознаменного и составляли ответ на наш запрос.
ВИНОВАТЫ НЕМЦЫ?
- Специалисты экологических служб фота выявили причину загрязнения акватории Балтийского моря и ОПБ «Балтийск», - рассказал «Русскому Западу» начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного Военного округа по Балтийскому флоту капитан 2 ранга Владимир Матвеев. – Это - замазученная ливневая канализация довоенной постройки, которая отсутствует на картах-схемах инженерных сетей Балтийска. Она проходит по территории муниципалитета и гражданских организаций и имеет выпуски в акваторию моря.
То есть, все дело в довоенной ливневке, а стало быть, виноваты немцы, не оставившие карт? Если так, то ситуация сходна с калининградской. Известно, что в областном центре так же не имеется подробных схем довоенной подземной гидротехники. Не потому что ее не существует. Представители немецкой администрации предусмотрительно забрали стратегические карты подземного города с собой, еще в конце 1944 года. Значит, карты подземного Кенигсберга и Пиллау – в Германии. Почему ВМФ России, при поддержке правительства страны, совместно властями региона до сих пор не пытались выкупить или потребовать эти схемы, неизвестно. В Балтийске такие документы помогли бы системно решать проблему утечек мазута, а в Калининграде – бороться с подтоплениями. Однако, и то и другое продолжается, и значит власти просто не заинтересованы в решении столь насущных проблем. Проблем, касающихся дальнейшего развития курортов русского Запада.
По мнению представителя флота, ответственность за мазут лежит не только на военных. Матвеев напомнил, что помимо сил Балтийского флота в гаванях работают с нефтепродуктами несколько гражданских организаций и предприятий. В том числе, Балтийская нефтяная компания и 33-й Судоремонтный завод. Иными словами, не один только флот, а все хозяйствующие субъекты одним мазутом мазаны. Но если «штатские» поднадзорны гражданскому экологическому контролю, то, что способны сделать военные?! У них своя экологическая служба, в погонах, с кортиками, соблюдением четкой субординации и секретности. Какая уж тут экология…
ЭСКАДРА «МУСОРЩИКОВ»
- При загрязнении акватории Балтийского моря в местах базирования, командование принимает меры по ликвидации мазута, привлекая технические средства флота, нефте- и мусоросборочные корабли группы рейдовых судов отряда 131 базы комплексного обеспечения, - продолжил капитан 2 ранга Матвеев. – Своевременно обнаруживать и ликвидировать загрязнения нам помогают пункты наблюдения и оповещения за состоянием акватории Балтийского моря.
В общем, у нашего флота и экологическая служба есть, и даже целая эскадра «мусорщиков» имеется. В общем, сплошной ordnung (нем. – порядок – прим. «Русский Запад»). Но от слов вода чище не становится. Особенно красноречиво говорят об этом жирные волны пролива Зеетиф, между Балтийском и поселком Коса. Наблюдать такую «красоту» может любой штатский, с борта общественного парома «Балтийск - Коса». Конечно, одних только военных винить в загрязнении моря и Калининградского залива глупо. Тем более что в Балтику впадает река Преголя. Ее длина - 120-км. Над чистотой этой центральной водной артерии региона сообща «трудятся» десятки мирных предприятий, от Черняховска, до Калининграда. Оценить концентрат, получающийся в устье в районе Балтийска, не бралась до сих пор ни одна организация. Что же касается флота, то он, по заявлению ответственных офицеров, отстраняться от борьбы за чистую воду не намерен.
ВМФ ПРОСИТ ПОМОЩИ
- Необходимо проектирование и строительство единого комплекса взаимосвязанных систем очистных сооружений, дренажной системы технической и ливневой канализации в Балтийске, - заявил нашему агентству начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного Военного округа по Балтийскому флоту капитан 2 ранга Владимир Матвеев. – Для этого нужно разработать программу, сторонами-участниками которой должны стать как муниципальные органы государственной власти, так и органы, представляющие интересы Министерства обороны РФ и бизнеса.
Флот самостоятельно таких разработок не ведет. Сказал же Матвеев, сторон-участников должно быть много. Но где они? Сотрудники правительства Калининградской области о такой программе «Русскому Западу» рассказать затруднились. Почти ничего не предлагает и бизнес. «Почти», потому что одна компания все же нашлась: местные предприниматели выиграли гранты Евросоюза и Агентства по развитию международного сотрудничества МИДа Швеции (SIDA) на модернизацию очистных сооружений нескольких городов Калининградской области. Балтийска в том числе. Но речь идет об официальных стоках. А вот пути мазута, что называется неисповедимы.
© Информационное агентство Русский Запад. Руководитель корпункта в Калининграде Петр Старцев