В Калининградской области отмечается рост обращений в правоохранительные органы по поводу мошенничества в сфере страхования. Обращения идут как от страховых компаний, так и от простых калининградцев. За I квартал 2018 года страховщики СЗФО подали в полицию заявления о возбуждении 29 уголовных дел по факту страхового мошенничества. По 11 заявлениям дело было возбуждено, идет расследование.
Эксперты объясняют рост обращений в полицию несколькими причинами.
Повышение активности со стороны страховых компаний связано с более жёстким и быстрым реагированием на попытки страхового мошенничества со стороны служб безопасности страховщиков. В соответствии с новой политикой ЦБ РФ, который регулирует страховой рынок, все страховщики обязаны заявлять в полицию о любых покушениях на мошенничество. В прежние годы страховые компании часто «спускали на тормозах» попытки аферистов получить незаконную выплату. Однако в прошлом году Верховный суд выпустил разъяснение статьи 159 УК РФ (мошенничество). Согласно разъяснению, незавершённое мошенничество в сфере страхования тоже является преступлением.
Общий объём обращений о возбуждении уголовных дел по факту страхового мошенничества по всей России по всем видам страхования составил во втором квартале 2017 года 3 734 заявления. Это на 30% больше, чем аналогичный показатель 2016 года. Если раньше полиция реагировала примерно на 8 - 10% заявлений, то по итогам 2017 года и первого квартала 2018 года уголовные дела по заявлениям страховых компаний были возбуждены в 20% случаев.
Рост количества заявлений со стороны граждан вызван тем, что активность мошенников в регионе не снижается. Напротив, замечен приток жуликов в Северо-Западный федеральный округ, где находится Калининградская область, из ЮФО. Это связано с тем, что в ЮФО борьба со страховым мошенничеством стала одним из приоритетных направлений работы полиции. Поскольку под мошенниками стала, что называется, «гореть земля», часть из них решила перебраться в более спокойные регионы.
Профессиональные мошенники, как правило, люди с располагающей внешностью и голосом, вызывающим инстинктивное доверие. Порой на стезю мошенничества встают бывшие страховые агенты, знающие, как работает система страхования или юристы в этой сфере. Жулики могут предлагать по дешёвке страховой полис (который позже окажется фальшивым), или звонить по телефону и сообщать о возможности взять выгодный кредит при условии покупки страховки жизни и здоровья заемщика. В последнем случае задачей жуликов является получение наличных денег за доставленный «курьером» фальшивый полис страхования или выманивание у жертвы личных данных, паспортных и банковских. Зная эти данные, мошенники могут списывать с банковского счета жертвы деньги.
Мошенники постоянно ищут новых «актёров» для инсценировок страховых случаев и могут обращаться с просьбами помочь обмануть страховую компанию к случайным знакомым, дальним родственникам и так далее. Следует помнить, что человек, согласившийся помочь в совершении мошенничества - например, подтвердить в суде фальшивые обстоятельства дела - становится таким же преступником, как инициатор преступления. Медицинский работник, согласившийся выписать нужную справку фальшивому «больному», чтобы тот мог получить незаконную выплату по договору страхования, подпадает под действие статьи 159.3 (мошенничество с использованием служебного положения).
Что касается расплодившихся в области аферистов, специализирующихся на обмане простых граждан, а не страховых компаний, то страховые эксперты советуют калининградцам выучить три главных признака жулика:
Жулик предлагает купить страховой полис дёшево, с неадекватно большой скидкой;
Торопит принять решение;
Покупатель его не знает. Жулик не показывает документы или не даёт проверить, действительно ли человек с таким ФИО работает в страховой компании.
© ИА Русский Запад/аш