Автора «зелёного» пояса Кёнигсберга могут увековечить

24.09.2018 18:34    © Фото: Алексей Шабунин
   


Сквер или парк? Между Горького, Юношеской и Гаражной.

Как назвать «зелёную» зону между улицами Гаражной, Юношеской и Горького? Топонимическая комиссия Калининграда на плановом заседании сегодня, 24 сентября 2018 года, как передаёт собственный корреспондент «Русского Запада», не смогла решить этот вопрос.

Изначально вопрос стоял о присвоении наименования скверу.

«Это один из последних элементов кольца Шнайдера», - заметил архитектор Олег Копылов.

Его поддержал культуролог Александр Попадин: «Архитектор в 1920-е годы перерабатывал валы в зелёные зоны. Предлагаю назвать сквер в его честь». Но тут же сам вдруг добавил: а почему сквер, а не парк?! По размеру это — парк!

«Это — не парк, а большой сквер», - возразил председатель Топонимической комиссии Калининграда Артур Крупин, председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда.

При дальнейшем обсуждении выяснилось, что можно назвать и парком, но возникнут другие вопросы.

«У парка есть свои обременения. Те, кто построили с другой стороны улицы Горького, у них будет обременение в виде парка, - неожиданно возразил заместитель председателя городского Совета Калининграда Андрей Шумилин. - Там уродское здание. Неважно, достроят или нет. Но невозможно будет в парке ничего построить. Сейчас, сидя на комиссии, как мы можем ограничить юридически?!»

Артур Крупин предложил для начала посмотреть, можно ли и как сделать из того, что сейчас является безымянным сквером, сделать парк. Высказался он и по поводу Шнайдера: «Безусловно, мы относимся с большим уважением к создателю этого пояса, но это российский город, российская земля».

Сомнения по поводу Шнайдера, но не высказываясь против него, выразила и Светлана Коваль, начальник историко-археологического отдела Калининградского областного историко-художественного музея: «Ситуация очень изменилась за последнее время. В музее я неоднократно слышала обвинения, что мы пропагандируем вражескую историю. К сожалению, боюсь, что это наименование не будет утверждено. Здесь бы это было справедливо, но, к сожалению, стенку не пробить. Вопрос даже не в общественном мнении. Для меня загадочным образом изменился настрой мысли людей у власти. Мы хотим историю больше семи столетий просто перечеркнуть».

«Её нельзя перечеркнуть», - парировал Артур Крупин.

В кабинете, где велось обсуждение, повисла невысказанная мысль. Но никто не стал её высказывать.

Ситуацию разрешила сама же Светлана Коваль: «Я бы установила там памятный знак, вне зависимости от того, как будет назван парк».

«Можно там же, где будет монумент Цою, поставить композицию, посвящённую Шнайдеру», – дополнил Андрей Шумилин.

Монумент Цою на комиссии тоже показали в виде проекта. Но проект не понравился никому: Цой был в виде прорези между двумя бетонными глыбами, стоящими под углом в 90 градусов друг к другу. Как бы кто-нибудь не застрял в таком «Цое» с фатальными последствиями...

Топонимическая комиссия не стала разбираться ни в Шнайдере, ни в Цое по существу, а единогласно рекомендовала комитету Артура Крупина разобраться в том, как там можно сделать парк и какие юридические последствия это вызовет.

Досье «Русского Запада»

Немецкий архитектор Эрнст Шнайдер разработал и осуществил в 1920-е годы план по превращению бывших вальных укреплений Кёнигсберга в зелёные прогулочные зоны.