Вечером 17 апреля 2019 года в Калининградском областном музее изобразительных искусств устроили предпоказ выставки “Рембрандт. Шедевры графики”. Примерно на 100 графических листах великий голландец зашифровал послания о любви, деньгах, каббале и вере. Специально для “Русского Запада” куратор экспозиции раскрыла несколько тайн гения.
“К 70 графическим листам здесь добавлено ещё почти 30, которые долгое время значились у нас как работы неизвестного художника”, - рассказала Алёна Мирошниченко, куратор экспозиции “Рембрандт. Шедевры графики”, сотрудник Калининградского областного музея изобразительных искусств. Она исследовала таинственные образы 17 века в течение нескольких месяцев. Постепенно искусствовед выяснила, что безымянные работы принадлежат руке Рембрандта. Поэтому на выставке около 100 работ. В таком масштабе калининградские музейщики рембрандтовские творения ещё не показывали.
“В 17 веке офорты стоили от 0,5 до 5 гульденов, а “Проповедующий Христос” продавался за 100, поэтому и получил своё второе название “Лист в 100 гульденов, - сообщила искусствовед Алёна Мирошниченко. - Эта небольшая графическая работа, оттиск, стоила как большая живописная картина! Есть две версии: либо Рембрандт сам создал ажиотаж чтобы взвинтить цену, либо цена возросла позже, когда гравюра стала редкостью. Здесь, помимо привычных библейских образов, изображен верблюд. Существует гипотеза, что это отсылка к словам христиан о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богачу попасть в царствие небесное”.
Искусствовед Алёна Мирошниченко ведёт экскурсию по выставке
“Эта работа - настоящий детектив, ведь она до сих пор не расшифрована, - продолжила специалист Музея искусств. - В свечении мы видим аббревиатуру, которая расшифровывается как “Иисус Назарей, Царь Иудейский” и ещё какие-то надписи. О чём они? Бытует версия что это каббала, а человек, который здесь изображён - амстердамский сектант. Так это или нет, уже более 300 лет остаётся загадкой. Изначально гравюра называлась “Портрет учёного в своём кабинете”. Намного позже за ней закрепилось другое название, после того как Гёте взял эту работу для иллюстрации к своему “Фаусту”.
Есть на выставке и любовь Рембрандта - “Портрет Саскии”, его избранницы. Гений запечатлел образ будущей жены серебряным карандашом. Авторская надпись под рисунком гласит, что этот портрет сделан через три дня после объявления о помолвке.
Практически все рембрандтовские сюжеты с калининградской выставки имеют мировую славу. К примеру, здесь есть версии гравюр с судом над Христом и тремя крестами. Другие такие изображения сейчас выставлены в Рейксмузеуме в Амстердаме.
“Впервые в мире на одних и тех же работах Рембрандт, помимо офорта, использовал ещё две а то и три других графических техники, - говорит куратор выставки. - Здесь использована резцовая и сложная техника сухой иглы (изобретение Рембрандта - прим. “Русского Запада”), которая требует набитой руки. Правильное соединение этих трёх техник требовало громадного времени и мастерства. В результате - уникальные эффекты свето-тени, передачи ткани, фактуры. До этого никто эти три техники не соединял”.
“Это знаменитая мельница Рембрандта, которая называется “Малая Вонючая мельница”, - говорит Алёна Мирошниченко. - Из сотен мельниц Амстердама мастер выбрал именно ту, которая называется Вонючей. Она принадлежала гильдии кожевенников, которые мыли там кожи рыбьим жиром - аромат там стоял впечатляющий, что Ремрандта не напугало. Сегодня самый известный его пейзаж - именно эта мельница.
Мастер любил сельские пейзажи. Городских у него мало. Один из них можно увидеть у нас. Чтобы его сделать, художнику “понадобился” грандиозный пожар, в котором сгорела Амстердамская ратуша. Только после этого художник наконец обратил внимание на город Амстердам, а не на его окрестности”.
В Калининград гравюры Рембрандта попали в 1990-е годы. Вторая жена кёнигсбергского скульптора Германа Бархерта подарила их Художественной галерее, как дань памяти о своём супруге и их прошлом в этом городе. 17 апреля 2019 года местный зритель впервые увидел рембрандтовскую коллекцию Музея искусств полностью.
© ИА Русский Запад/пс
© Фото: Пётр Старцев
© Фото: Калининградский областной музей изобразительных искусств,