Балтийский филиал Государственного центра современного искусства в Музейную ночь провёл экскурсии по видео-выставке, где 10 лет поместились 59 минут. В ночь с 17 на 18 мая 2019 года калининградцы познакомились с работами Александры Митлянской, из серии “И травы там расцветают”.
Ещё с Московского проспекта через огромные окна ГЦСИ видно гигантского жёлтого цыплёнка, который вертит головой из стороны в сторону. Большой птенец не помещается в тесное пространство пристройки, но явно там есть ещё кто-то. Гости Музейной ночи осторожно идут внутрь, узнать, кого ещё замуровали деятели современного искусства.
Автобус Музейной ночи привёз посетителей в ГЦСИ
Тёмное пространство освещают лишь стены с 13 проекциями: русские селяне, набирающие воду из водопроводной колонки, бабушка, которая выгуливает заводную лошадку в узком коридоре, руки, ищущие что-то в шкатулке и многое другое. Посетители в растерянности ходят по залам, но музейщики живо берут их в оборот и неясные образы обретают смысл.
Александра Артамонова ведёт экскурсию по выставке "И травы там расцветают"
Это не классические видео и не фотографии, а нечто среднее. Из длинного материала съёмок выбраны фрагменты, на которых отчётливее всего повторяемость движений. Живёт лишь главное, а остальное застыло как фото. Период действия почти каждой работы здесь - не более 5 минут, затем цикл повторяется. Автор выбрала эти видео из того, что снимала 10 лет. Из-за получасовой видео-медитации “Шкатулка” получилось около часа экранного времени. Самая короткая инсталляция тут длится 28 секунд.
Работы "И травы там расцветают" и "Бабочка"
Инсталляции Aqua Viva сделана по материалам съёмок Митлянской в той сельской местности на Алтае, где родился и вырос актёр, писатель и режиссёр Василий Шукшин.
“Александра Митлянская попросила местных музейных сотрудников, познакомить её с кем-нибудь из местных жителей, для того чтобы понять, как протекает их жизненный сценарий изо дня в день”, - рассказала Ирина Литвинова, сотрудник Балтийского филиала Государственного центра современного искусства.
Ирина Литвинова ведёт экскурсию по выставке "И травы там расцветают"
“Жизненный сценарий”, судя по видеоинсталляции, протекает в борьбе за воду: она перемерзает в трубах, не доходит в избы и поэтому люди проводят время жизни у сельской колонки. Тонкая струйка - единственное, что движется на гигантской видеографии Митлянской. Проекции даны во всю стену. Сельские жители замерли во весь рост. Живые или мёртвые, это вопрос. Неслучайно, в названии работы - Aqua Viva - второе слово не Vita (от латинского “жизнь”). Митлянская разрушила связь между словам классического изречения, перевернула стереотип о натурных сельских съёмках, как скульптор отсекла всё ненужное и оставила живой только воду. Остальное застыло на лютом алтайском морозе.
Инсталляция "Шкатулка"
“Тема живого и не живого проходит здесь красной линией, - сообщила Ирина Литвинова. - На работе “За сепаратором” человек занимается монотонными движениями: он сепарирует молоко. - Очень странный гаджет помогает ему произвести кисломолочный продукт. Нам сложно понять, как это работает, но в повторяемости отрабатываются уже чужеродные для нас сценарии. На эффекте повтора здесь выстроено не одно видео. На другой работе - "Цыплёнок" - птенец как заведённый двигает головой, будто механическая игрушка”.
Видеография Митлянской это не “рассказы в картинках”, которые мы привыкли видеть в традиционном искусстве. Перед нами повторяемые жесты, доведённые до самодостаточности ритуала.
Калининградцы впервые увидели работы Митлянской в Музейную ночь, хотя на Западе она известна с середины 1990-х.
Координатор экспозиции - Евгений Уманский. В Калининграде выставка “И травы там расцветают” открыта до 16 июня 2019 года. Адрес выставочного пространства: Московский проспект, 39.
© ИА Русский Запад/пс