Топонимическая комиссия Калининграда в понедельник, 24 июня 2019 года, обсуждала названия для интересных мест города.
На обсуждение первого вопроса, подчёркивая его персональную важность, пришёл даже председатель городского Совета Калининграда Андрей Кропоткин. В повестке первым вопросом значился треугольник, засаженный деревьями, на пересечении улицы Фрунзе и улицы Шевченко, как раз напротив ГТРК «Калининград» и строящегося рядом 10-этажного дома. Как его назвать?
Политик добавил уже вне торжественного протокола, что сейчас в этом сквере «сидят и выпивают, и больше он не работает».
«Уже кое-что», - воодушевился культуролог Александр Попадин.
Кропоткин предложил учесть наличие напротив колледжа имени Рахманинова, уникальность деревьев там, чтобы сквер «мог зажить».
Члены комиссии стали обсуждать, а нет ли другого места. Кто-то вспомнил памятник в Центральном парке с надписью «Из руин подняли наш янтарный край». Но поступило возражение, что это не про переселенцев, а про строителей.
Попадин предложил подумать по аналогии с Советском, где памятник первым переселенцам стоит у железнодорожного вокзала рядом с паровозом, о Южном вокзале: «А у Южного вокзала места нет?»
«Не надо сносить, надо дополнить. Они же приезжали к Калинину. Апгрейд Калинина надо сделать через дополнительные смыслы», - продолжил Попадин.
«Калинин должен стоять отдельно. Никто не говорит, что он плохой», - вновь возразил Андрей Кропоткин и вдруг ушёл в политику, вспомнив, что в Калининграде есть улица основоположника терроризма Андрея Желябова, фигура которого «вообще противоречивая – взорвал царя» (Андрей Желябов организовывал, но не участвовал в теракте, убившем Александра II. – Прим. РЗ).
Вернулись к скверу, где «сидят и выпивают», и тут снова выступил Александр Попадин:
«У меня предложение. Мольба. Не надо фонтанов!»
Выяснилось, что молиться не надо, потому что концепция предусматривает там не фонтан.
«Сегодня пространство не работает на людей. Хотелось бы, чтобы композиция напоминала о первых переселенцах», - играл первую скрипку в обсуждении Андрей Кропоткин.
«Монументалистику какую-то?» - оживился архитектор Олег Копылов.
«Я хотел бы что-то такое из бронзы», - сказал Кропоткин.
«С чемоданом!» - то ли в шутку, то ли всерьёз отверг Кропоткин.
Председатель Горсовета несколько минут рассказывал, как среди первых переселенцев была его бабушка, которая в Приморье «топила печку янтарём, потому что угля не было». Вернувшись в настоящее время, члены комиссии дружно проголосовали за сквер первым переселенцам, когда вдруг возник вопрос: «А как правильно?» Может быть, правильно «Сквер первых переселенцев».
Решили этот вопрос передать на суд специалиста русской словесности. После голосования Андрей Кропоткин покинул заседание.
Следующим вопросом был ещё один сквер – напротив «Лексус-центра» на Московском проспекте – улице Флотской, недавно построенной. Сквера там нет, но остались невырубленные при строительстве школы №58 деревья.
«Была информация, что когда-то этот сквер посвятили подводникам подлодки «Курск», - сказал Артур Крупин.
Запись в Росреестре: "Под сквер памяти героям-подводникам, погибшим на подводной лодке "Курск".
«Это наименование осталось в разрешённом использовании земельного участка», - дополнила сотрудница мэрии.
Решили подумать над названием, поскольку неясно, как сделать его ёмким и нужно ли расширить память на всех погибших подводников, а не только на героев «Курска».
Третий вопрос – про название моста на улице Брамса – тоже решили отложить. Хотя сначала прозвучало предложение Александра Попадина так и назвать: мост Брамса. Второй вариант: мост влюблённых – «как было у немцев».
Обсуждение решили отложить и, возможно, привлечь к нему калининградцев. Тем более, что и этот мост, по словам Попадина, «имеет небольшую горбинку».
Как назвать сквер, перед входом в который уже стоит отлитое в бетон название «Сквер Киевский»? Да, и такие вопросы тоже попадают в повестку дня, потому что, выясняется, что нет официального названия у зелёной зоны между кинотеатром и памятником воинам Великой Отечественной.
Тем не менее, решили обсудить.
«Ни у кого ни мысли, ни предложений, каких-то ассоциаций, каких-то исторических аспектов нет? Ничего?!» - обратился к коллегам Артур Крупин.
«Понартский», - с улыбкой произнёс Попадин.
Пару минут в воздухе носилась политика: «Что ж теперь, Украина не мила?!» Но заседавший в той же комиссии депутат Владислав Хоменко заверил, что в горсовете будет поддержка «Киевскому». Проголосовали дружно за.
Последний вопрос был самым болезненным. В нём столкнулись две подсказки от губернатора. Сначала на острове Октябрьский, не без участия главы региона, была найдена возможность назвать улицы именем Героя России Романа Филипова, трагически погибшего в небе Сирии лётчика, а потом там случился другой федеральный проект – строительство культурно-образовательного и музейного комплекса. Он-то и должен вознестись на месте уже было названной улицы.
Топонимическая комиссия решила не называть других улиц на острове именем героя, а повременить – но не позднее конца 2019 года найти в Калининграде ещё одну улицу для увековечивания.
Решения Топонимической комиссии носят рекомендательный характер, окончательное слово за депутатам городского Совета Калининграда. Как правило, они следуют рекомендациями комиссии, но не всегда.
© ИА Русский Запад/аш