К 90-летию: главный вокзал Калининграда в немецких СМИ назвали самым абсурдным в Европе

08.09.2019 12:32    © Фото: Алексей Шабунин
9 мин   


Южный вокзал.

19 сентября 2019 года исполнится 90 лет со дня открытия для пассажиров Южного вокзала в Калининграде, хотя, разумеется, было это в немецкое время в Кёнигсберге, и вокзал назывался Главным.

Для уже известного нам («Калининград разыгрывает немецкую карту») немецкого консервативного журналиста Зёнке Крюгера из издания Die Welt («Мир») — повод поржать.

90 лет назад Главный вокзал Кёнигсберга был самой современной железнодорожной станцией Германии. Сейчас — он стал «монументом зияющей пустоты», пишет автор.

Впрочем, причины этого лежат на поверхности и связаны с геополитикой (о чём не пишет немецкий коллега).

Восемь десятилетий назад Кёнигсберг был конечным пунктом Имперской железной дороги. 596 километров между Берлином и Кёнигсбергом скорый поезд FD5 преодолевал за 6 часов 38 минут — на паровозной тяге!

Сейчас, чтобы попасть на поезде из Берлина в Калининграда потребуется 29 часов и 7 минут с пересадкой в Минске.

«Что сразу же бросается в глаза на просторных платформах, в почти безлюдных тоннелях, перед забарикадированными киосками, и в величественном фойе: всё то, что характерно для вокзала большого города — шум, суета, прибытие и отправление, кассы с очередями и шипящие объявления по громкоговорителям -, всего этого тут нет. Нет даже грязи. Чувствуешь себя потерянным в этих просторах клинически чистой железнодорожной станции, гротескное отражение безмолвия, не вызывающее никакого желания куда-либо ехать», - переживает Зёнке Крюгер свой визит на Южный вокзал.

Через Южный вокзал в год, по его данным, проходят 500 000 пассажиров. Столько же пассажиров проходит, например, и через главный вокзал Гамбурга — только за один день

«Этот вокзал, кажется, замер. Он производит впечатление пальто, которое не подходит его обладателю ни спереди, ни сзади. Монумент зияющей пустоты, у которого есть наилучшие шансы получить звание «Самый абсурдный вокзал Европы», если бы такой конкурс проводился», - упражняется автор.

Южный вокзал 2.jpg
Памтник подстаканнику на Южном вокзале.

И тут же вдруг проникается к нему сочувствием: вокзал построен в немецкое время немцами — напоминает такие же вокзалы в Гамбурге, Франкфурте и Лейпциге.

Но сегодняшний абсурд пустого вокзала своими корнями, признаётся немецкий журналист, уходит в... далёкие немецкие времена.

Планирование нового вокзала началось примерно в 1900 году. Старый Восточный вокзал, постройки 1853 года, уже давно не справлялся. Он располагался за складами на Полоцкой — там, где сейчас железнодорожные пути, упирающиеся в улицу Портовую.

В 1912 году началось строительство нового вокзала. С началом Первой мировой войны в 1914 году стройка прервалась. В 20-е годы потом строительство продолжилось. Но тут начался конфликт вокруг привокзальной площади. Руководство Кёнигсберга настаивало на репрезентативной колонне, которая должна была украсить привокзальную площадь. Берлин категорически не хотел колонну — по финансовым соображениям. В ответ на это в 1923 руководство города распорядилось прекратить дальнейшее возведение вокзала. В результате, вместе 1926 года вокзал открылся только в 1929-м.

19 сентября 1929 года весь Кёнигсберг был увешан флагами (не нацистскими!). Страна праздновала завершение одной из самых больших и дорогих строек в истории Веймарской республики. Впрочем, на момент открытия вокзала нельзя сказать, что поезда из Берлина очень быстро достигали Кёнигсберга. Был ещё транзитный отрезок через территорию Польши.

Сам вокзал производил тогда потрясающее впечатление ещё и тем, что под одним из залов ожидания был устроен... боулинг.

С Главного вокзала Кёнигсберга каждый день только в Берлин уходило 10 пар поездов. В восточном направлении шли поезда в Алленштайн (Ольшын), Тильзит (Советск), Ойдткунен (Чернышевское) и другие города провинции. Были даже ночные поезда в Каунас и Ригу, откуда можно было с пересадкой добраться до Москвы.

Война изменила всё... Уже через 16 лет после ввода в эксплуатацию самый современный вокзал Германии перестал быть... немецким. Только 46 лет спустя, в 1991 году, на вокзал вновь приехал поезд из Германии.

«Из практических соображений русские сохранили один из путей в европейской колее, чтобы перемещать грузы из Калининграда в Польше», - пишет автор статьи. И как раз по этому пути первый поезд дошёл до грузовой станции. Дальше путь прерывался и был достроен прямо до Южного вокзал только в 1993 году. В мае 1993 года состоялось открытие постоянного железнодорожного сообщения между Берлином и Калининградом. Но длилось это недолго. Уже в начале двухтысячных польские коллеги вышли из проекта. Потом ещё долгое время ходил прицепной спальный вагон. В 2013 году железнодорожная связь окончательно прервалась. В том числе, и между Калининградом и Бранево, хотя она была очень популярной и у туристов, и у калининградцев.

«Есть ли шансы вернуться к нормальному международному регулярному железнодорожному сообщению? - задаёт сам себе вопрос автор и отвечает: - Теоретически, да. Российские железные дороги в 2017 году снова заговорили о вводе ночного рейса из Санкт-Петербурга через Калининград и Польшу до Берлина, должна состояться «проверка реализуемости проекта». Но далеко она не зашла. Польские железные дороги подтвердили на запрос информации, что возобновление пассажирского сообщение на линии возможно, но до сих пор нет ни одной заявки от какой-либо железнодорожной компании».

Есть, правда, другая возможность. Руководитель частной турфирмы из Штуттгарта (ФРГ) считает, что вполне можно запустить туристические поезда с паровозной тягой вплоть до Южного вокзала («Идея нравится и полякам»).

И тогда титул самого абсурдного вокзала Европы можно будет передать кому-нибудь другому.

Мир.jpg

* Источник: Die Welt.

Опрос
  • Среди ваших знакомых есть долларовые миллионеры?

    vfi.jpg

Проголосовало 325 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты