Вечером в понедельник, 11 ноября 2019 года, известный музыкант вынес на сцену виолончель 18-го века: на инструменте Страдивари Ролдугин сыграл концерт Камиля Сен-Санса. В антракте артист пообщался с «Русским Западом».
- Ваши впечатления от фестиваля, публики, зала и города?
- Понравилось ли?.. Знаете, как в «Гусарской балладе» было, «вы в нём живете, этого довольно, чтоб в городе все нравилось невольно». Это город с огромными традициями, когда он был прусским, когда он был не прусским, советским, российским. Всегда его имя называли с придыханием, потому что здесь огромный пласт культуры, который исторически важен для всего мира. Большая честь здесь присутствовать и представлять своё искусство людям, которые до сих пор живут здесь, людям, которые так же продолжают быть пластом этой культуры. Здесь понимающая публика. Зал потрясающий - он как музыкальный инструмент Steinway или Страдивари, с такой акустикой!
- На каком инструменте вы играли?
- Я привёз сюда инструмент Страдивари 1736 года, который был продан (впервые) прусскому королю Фридриху Вильгельму. Этот инструмент вернулся сюда через века и он звучит сегодня для не для королей, а для публики. Может, король тоже слышит, я не знаю. Во всяком, случае, этот инструмент захотел вернуться сюда и он вернулся.
Ролдугин сыграл с Камерным оркестром Калининградской филармонии
- Кто бы мог подумать, что после весны Сергей Ролдугин приедет сюда ещё раз…
- Здесь замечательная филармония. Помимо, зала, богатство – люди, они любят, ждут, а это самое ценное что может быть. Залов много, лучше и хуже, но то что создаёт атмосферу, которую ещё раз хочется испытать, это интерес, который есть в вашем городе.
Зрители и слушатели на концерте "Классика и джаз"
- Многие преподаватели музыкальных школ в Калининградской области получают до 30 тысяч рублей в месяц. Как вы это оцениваете?
- Это, безусловно, неправильно, я могу сказать это где угодно и кому угодно. Жалко, что те кто платит такую зарплату, не понимают этого сейчас. Они конечно поймут потом, но будет поздно. Важная задача, чтобы современное руководство здесь, несмотря на то что город привлекает туризмом, янтарём, поняло это сейчас. В памяти потомков останется культура. Воспитателей культуры держать на 30 тысячах это абсолютно неправильно.
- Для нас неожиданно, что вы приехали к нам на джазовый фестиваль. Какие имена в джазе важны для вас?
- Боюсь кого-то обидеть из джазовых музыкантов, но хочу обратить внимание на то что сначала мы заявили другого автора. Как раз того, который стоит на стыке классической музыки и джаза – почившего Фридриха Гульду. Он написал пятичастный концерт для виолончели рок-ансамбля, ударных, бас-гитары. Я его несколько раз играл, он замечательный, но по техническим причинам не удалось – авторские права и много других сложностей, которые мы не сумели быстро решить. Возможно, в будущем, я сыграю его здесь. Он очень интересный, на стыке классики, рока, джаза, песни и даже пивного марша Bayerischer Okoberfest.
Концерт на фестивале "Джаз в филармонии"
- Вспоминаете ли вы во время нынешних концертов, как играли в Пальмире?
- Во время концертов - никогда. У Райкина есть: «Я вспоминаю моего друга, когда иду. Когда я стою, я вспоминаю. Когда я ем, я вспоминаю моего друга… Никак вспомнить не могу, как его зовут». Когда я сейчас играл Сен-Санса, мысли прилетали сиюминутно. Я старался их тут-же передать. Обычно во время концерта вспоминаю ноты, которые нужно играть, но про сирийскую жару в 54 градуса могу только сейчас вспомнить. Волнение, которое приходит на каждый концерт, на сегодняшний в том числе, ничуть не меньше того что возникло, когда мы играли в Сирии.
В Пальмире ещё стреляли, но когда я вышел на сцену, то об этом забыл. Я уже не думал, что может что-то прилететь оттуда. Я играл, так же как все остальные музыканты и Валерий Абисалович Гергиев. Его ребята на 54-градусной жаре сидели в чёрных рубашках!
- Родина джаза США, а сейчас в моде антиамериканские настроения…
- Ой, давайте я их поддержу. Дело в том, что классик джаза – наш одесский еврей Гершвин, так что насчёт Америки это можно ещё надвое поделить.
- У вас в Америке остались коллеги-музыканты, знакомством с которыми вы гордитесь?
- В классической музыке, конечно! Например, Леонард Бернстайн (1918 -1990 – прим. «Русского Запада»), с которым я играл во время разрушения Берлинской стены. Мы работали в оркестре, собранном с 5 оккупационных секторов Берлина, из 5 стран. Сейчас США отплатили мне очень хорошо – я под американскими санкциями и туда не езжу. Поэтому я Америке опосредованно благодарен. Из-за американских санкций, я не могу выехать и в Шенгенскую зону, в том числе, в Берлин. За то что я купил инструмент Страдивари, скрипок накупил и российские ребята сейчас играют на этих инструментах, мне сказали: «А где деньги взял? Путин дал?» Это не ко мне вопрос и я их прощаю. Люди, которые этим расследованием занимались, понятно же, зачем они это делали. Давайте мы их простим и забудем.
Выступление Сергея Ролдугина в Калининграде стало одним из важнейших культурных событий месяца
Сергей Ролдугин выступил в Калининграде на 16-м Международном фестивале «Джаз в филармонии». Череда концертов под этим названием проходит с 9 по 19 ноября 2019 года. С Ролдугиным играл Камерный оркестр Калининградской областной филармонии, под управлением Александра Андреева.
Дирижёр Александр Андреев и виолончелист Сергей Ролдугин принимают цветы
© ИА Русский Запад / Пётр Старцев