Популярность бесконтактных платежей со смартфонов в Калининградской области удвоилась в 2019 году

29.11.2019 14:37
7 мин   


МТС Банк изучил динамику предпочтений жителей Калининградской области при оплате товаров и услуг с пластиковых карт и мобильных сервисов бесконтактной оплаты*. Анализ собственных данных за октябрь 2018 и 2019 годов показал, что:

- за прошедшие 12 месяцев количество жителей Калининградской области, которые пользуются сервисами Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay увеличилось на 55%, а пользователей «пластика» – только на 14,7%;

- в октябре 2019 года держатели карт МТС Банка в Калининградской области, использующие мобильные сервисы бесконтактной оплаты, расплачивались ими в торговых точках в 3,1 раза чаще, чем «пластиком»; годом ранее – в 2,7 раза чаще.

Популярность оплаты с помощью смартфонов и гаджетов в России растёт благодаря удобству и безопасности платежей, а также широкому распространению в торговых точках кассовых POS-терминалов с бесконтактными NFC-считывателями. Освоение платёжных технологий с использованием смартфонов прошло в России успешнее, чем где-либо в мире: по данным международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), Россия – крупнейший рынок по объёму банковских операций с использованием цифровых сервисов**.

В Калининградской области использование смартфона при платежах продолжает показывать бурный рост – с октября 2018 года по октябрь 2019 года обороты выросли в 1,7 раза, а количество операций – в 2,5 раза, в то время как прирост по «пластику» составил всего 11,8% и 35,9% соответственно.

· В октябре 2019 года доля бесконтактных мобильных сервисов в общем обороте операций по картам увеличилась до 17,2% с 12,9% годом ранее, а доля транзакций – до 20,8% с 12,9% соответственно.

· В конце 2019 года жители области также чаще платят смартфоном: в среднем 24 платежа в месяц против 16 с «пластика». В октябре 2018 года таких платежей было 20 и 14 соответственно.

· В октябре 2019 года сумма платежей с одной карты через сервисы бесконтактной оплаты составляла 11 600 рублей по сравнению с 14 600 рублей годом ранее, с «пластика» – соответственно 9600 рублей и 9900 рублей. 

Рост платежей с помощью мобильных сервисов бесконтактной оплаты напрямую связан с распространением и доступностью NFC-смартфонов.

· Доля продаж NFC-смартфонов в розничной сети МТС в январе-сентябре 2019/2018 годов выросла до 49,1% с 30,5% от общего количества проданных смартфонов.

· За девять месяцев 2019 года продажи NFC-смартфонов выросли в натуральном выражении на 67%, в денежном – на 32% по сравнению тем же периодом 2018 года.

· Средняя цена NFC-смартфона в этом году составляла 21 840 рублей, в прошлом – 27 774 рубля. 

В октябре 2019 года самым популярным сервисом был Apple Pay.

· Через Apple Pay совершается 49% операций, через Google Pay – 31% и Samsung Pay – 20%. Для сравнения, в том же месяце прошлого года на Apple Pay приходилось 53%, Google Pay – 25% и Samsung Pay – 22% транзакций.  

Что чаще всего покупают или структура платежей по количеству транзакций *** 

Растёт популярность бесконтактных платежных сервисов для оплаты поездок в общественном транспорте: 7,7% операций в октябре 2019 года против 5% в октябре 2018 года. В том числе, более чем в три раза выросла доля платежей в автобусах (пассажирские городские и междугородние рейсы) – до 2,9% с 0,9%, в полтора раза увеличилась доля транзакций за поездки в такси – до 2,5% с 1,7%.

Покупка еды в супермаркетах и продовольственных магазинах, а также оплата в кафе и ресторанах, как и год назад – самые популярные платежи. В октябре 2019 года 63% транзакций со смартфонов и 54% с «пластика» совершены именно в этих категориях. Годом ранее эти показатели составляли 66% и 55% соответственно.

Бесконтактные мобильные сервисы по-прежнему значительно популярнее «пластика» в кафе и ресторанах. В местах общественного питания оплата смартфоном в два раза популярнее «пластика» (19,7% против 9,5%) по доле транзакций. Выбор способа оплаты зависит от аудитории: более молодая и технологически продвинутая пользуется сервисами бесконтактной оплаты, более взрослая всё же больше тяготеет к «пластику».

   




* Далее под мобильными сервисами бесконтактной оплаты подразумеваются Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay. 

**  Источник: РБК.

*** Общероссийские данные.