ТОП-5 событий в Калининградской области на неделе с 18 по 24 ноября: обзор Русского Запада

25.11.2013 18:00
   


Внутриполитический конфликт между властями Балтийска и правительством области набирает обороты. Глава администрации опального муниципалитета Николай Дашкин продолжает раздавать интервью, в которых максимально критично высказывается о губернаторе Николае Цуканове. На этом фоне за команду "Дашкина - Богдана" сыграл Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга, снявший ограничения на строительство “айвазяновского” детского сада. Об этих и других заслуживающих внимания событиях прошедших 7 дней - в новом выпуске традиционной рубрики.

1. По всем фронтам. В Калининградской области продолжается внутриполитическое противостояние между Николаем Цукановым и Виктором Богданом. 

Внутренние конфликты элит – дело для Калининградской области достаточно привычное. В период правления бывшего губернатора, “федерального варяга” Георгия Бооса, с этим делом было поспокойнее, - слишком уж широкими полномочиями, подкрепленными соответствующим влиянием, обладал экс-губернатор. Впоследствии федеральный центр сделал ставку на местного кадра – главу Гусевского района Николая Цуканова. Однако данная кандидатура не устроила многих влиятельных людей, имеющих свои значительные финансово-хозяйственные интересы на территории Калининградской области; здесь достаточно вспомнить одного лишь бывшего полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Илью Клебанова.

Так называемый янтарный король Виктор Богдан представляет собой фигуру меньшего масштаба. Однако обогатившийся за счет эксклюзивного права на реализацию янтарного сырья и возврата НДС через фирмы-посредники, предприниматель хорошо осознал значение для развития бизнеса такого ресурса, как власть. Интересы Богдана всегда были сконцентрированы в западной части Калининградской области – в Балтийском муниципальном районе и Янтарном городском округе.

В последнем все идет к тому, что "проБогдановский" Совет депутатов будет досрочно распущен. По инициативе областного правительства 5 из 11 депутатов сложили свои полномочия, – теперь в представительном органе на двух депутатов меньше от необходимого количества, когда Совет считается легитимным. Все идет к тому, что кризис власти в Янтарном продолжится как минимум всю первую половину следующего года, так как без полноценного Совета не может быть назначен глава администрации муниципалитета, конкурс на эту должность объявлен повторно. Ну, а если состоятся досрочные выборы местного Совета (к слову, вторые подряд), надо думать, обе стороны будут использовать все возможные технологии, не исключая пресловутый административный ресурс и подкуп избирателей.

Зато в Балтийске мяч оказался на стороне команды Николая Дашкина – Виктора Богдана. Суд второй инстанции – Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга – снял обеспечительные меры, запрещавшие фирме “СтройТрест” осуществлять строительство детского сада в Балтийске на Гвардейском бульваре. Указанная фирма принадлежит бизнесмену Юрию Семикрасу – местному депутату, соратнику Богдана и Дашкина. Пока же остается в заключении бывший заместитель руководителя Конкурсного агентства регионального правительства Валентин Айвазян, которому, по официальной версии следственных органов, фирма “СтройТрест” заплатила более 4 миллионов рублей за нужный результат аукциона на строительство объекта.

2. Пригородный конфликт. Калининградские железнодорожники всеми правдами пытаются получить государственные субсидии на пассажирские перевозки

Эта история продолжается уже на протяжении нескольких последних лет. В октябре-ноябре “Калининградская пригородная пассажирская компания“ (дочерняя структура “Калининградских железных дорог“ - регионального филиала ОАО “Российские железные дороги“) подчеркивает максимальную убыточность пригородных пассажирских перевозок на территории самого западного региона РФ. По мнению железнодорожников, кассовый разрыв в 300 миллионов рублей им должны субсидировать из регионального бюджета. В правительстве области согласны ежегодно выплачивать всего лишь по 50 миллионов рублей, мотивируя это тем, что не намерены закрывать финансовые потери частной компании из бюджетных средств.

На минувшей неделе стороны конфликта обменялись очередными жесткими заявлениями. Профильный вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов назвал действия “Калининградской пригородной пассажирской компании“ шантажом. Дело в том, что железнодорожники пообещали сократить объем перевозок в случае непоступления субсидий, в том числе по социально значимым маршрутам. Рольбинов указал на то, что коммерческая транспортная компания не меняет находящийся в плохом состоянии подвижной состав, не улучшает качество своей работы. “Мы не можем отказаться от строительства нового садика ради полного покрытия убытков железнодорожников“, - доходчиво объяснил вице-премьер.

Последние не остались в долгу, — регион посетил высокопоставленный функционер РЖД Максим Шнайдер. Тот подчеркнул, что Калининградская область — это единственный регион, где нет действующего договора на услуги пригородной пассажирской компании. Кроме того, службой по тарифам не определена экономически обоснованная цена на пригородные перевозки. После этого региональное правительство может обратиться в федеральное Министерство финансов за необходимыми компенсациями.

Пока же стороны остаются в конфликтном состоянии. Главное, чтобы в этой ситуации не пострадали простые жители Калининградской области. Пока же “Калининградская пригородная пассажирская компания“ объявила о ежедневном прямом сообщении между Северным вокзалом Калининграда и поселком Чкаловск. Преодолеть это расстояние можно будет за 11 минут, вот только дополнительные два поезда в час явно не обрадуют стоящих в перманентных пробках автомобилистов на улице Нарвской.

3. Миллионы за экологию. “Продукты питания” рискуют заплатить солидный штраф за загрязнение реки Лесной

33 миллиона рублей. Именно в такую сумму Калининградский природоохранный прокурор оценил экологический ущерб, который предприятие “Продукты питания” нанесло реке Лесной. Иск о взыскании соответствующей суммы уже подан в судебные инстанции. Впрочем, прошлые попытки привлечь предприятие к ответственности не закончились каким-либо успехом.

“Продукты питания” сегодня — это два крупных калининградских бизнесмена: Стефано Влахович и Владимир Кацман. Помимо предприятия, производящего продукцию под маркой “Золотой петушок“, в их холдинг также входит и птицефабрика “Балтптицепром“, занимающаяся не только производством куриного мяса, но и разведением рыбных пород. Авторитет Влаховича и Кацмана настолько велик, что, как правило, позволяет решать любой вопрос посредством надежных связей во властных коридорах. С определенной долей вероятности можно предположить, что предприятие все-таки заставят заплатить штраф, чтобы успокоить общественников, но не такой солидный, как заявлено в исковых требованиях.

Сами “Продукты питания” утверждают, что инвестировали значительные средства в строительство очистных сооружений на собственной территории. Удостовериться в правильности этих фактов не представляется возможным: в России не принято сотрудничать с экологическими организациями так, чтобы они могли осуществлять общественный контроль технологического процесса. Но, с другой стороны, и экологи зачастую играют по большей части в свои интересы и занимаются просто-напросто выбиванием денежных средств своими расследованиями.


Это событие не стало таким уж откровением. О своем желании покинуть муниципальное предприятие Андрей Миронович заявил еще в начале осени этого года. Задержка с отставкой была вызвана просьбой городских властей подготовить предприятие к непростому зимнему сезону. О том, как Миронович справился или не справился с этой задачей, калининградцам предстоит узнать в самое ближайшее время.

В прошлом руководитель муниципального предприятия занимал должность главы небольшого Озерковского поселения в Гвардейском районе и запомнился в основном публичным конфликтом с бывшим губернатором Георгием Боосом. Особого успеха в этом противостоянии Миронович не сыскал, вынужден был покинуть должность муниципального чиновника по собственной инициативе. Его появление в “Чистоте“ в 2011 году оказалось достаточно неожиданным. По мнению наблюдателей, этому способствовало удачное бракосочетание чиновника.

В целом деятельность Андрея Мироновича на посту руководителя муниципального предприятия оценивалась достаточно положительно. Да, не сдвинулся с места вопрос по переносу свалки в поселке имени А. Космодемьянского. Но при этом удалось наладить достаточно бесперебойную уборку городских отходов, а также очистку улиц во все сезоны года.

Почему же Миронович уходит? На рынке вывоза мусора и уборки городских улиц по инициативе администрации Калининграда наметился серьезный передел. Власти, вместо того чтобы направлять бюджетные средства исключительно подконтрольному муниципальному предприятию, решили допустить на рынок частные компании, по имеющейся информации, непосредственно связанные с отдельными влиятельными городскими бизнесменами. Какова дальнейшая судьба муниципального предприятия “Чистота“, предсказать трудно. Городские власти могут пойти по пути как банкротства предприятия, так и его коммерциализации посредством передачи в частные руки. Очевидно, что за данные изменения придется заплатить калининградцам — повышенными тарифами на вывоз отходов.


В отдельных моментах жители материковой части России могут позавидовать оторванным калининградцам. Географическое положение самого западного региона РФ позволяет жителям региона пользоваться многочисленными возможностями соседних государств - как по приобретению различного рода продукции, так и всяческими туристическими составляющими. Калининградцы давно уже освоили путешествия из польских и литовских аэропортов, которые позволяют значительно сэкономить по сравнению как с частными перелетами из калининградского аэропорта, так и с предложениями туроператоров.

Факт наличия калининградского рынка начали признавать и за рубежом. Испанская авиакомпания Vueling в рамках расширения на рынок Восточной Европы будет осуществлять прямое авиасообщение между Калининградом и Барселоной летом следующего года. Билеты уже находятся в открытой продаже — по более чем доступным ценам, сравнимым со стоимостью перелета в Москву и Санкт-Петербург.

В целом этот факт можно оценивать как довольно-таки приятный сигнал на фоне сокращения в последние годы направлений, доступных из калининградского аэропорта. Очевидно, что для испанской авиакомпании не составит труда окупить свои рейсы, несмотря на тот факт, что многие калининградцы побывали в Барселоне в последние годы транзитом через Польшу и Литву. Помимо этого также в сезон существует устойчивое чартерное предложение, пользующееся определенным спросом. Вот только ожидать увеличения туристического потока в обратном направлении не приходится, — жители Каталонии с трудом представляют, где расположен самый западный регион РФ и что стоит в нем посетить.

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада
Опрос
  • Нужен ли Калининградской области ещё один город-курорт на море?

    007.jpg


Проголосовало 477 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты