ГК «Вестер» отвечает на вопросы СМИ

01.06.2017 22:26    © Фото: Алексей Шабунин
   


Один из супермаркетов ГК "Вестер".

«К нам поступают вопросы от СМИ. Мы систематизировали их, выделили наиболее часто встречающиеся. Даём ответы на поступившие вопросы.

 1. Кто виновник проблем «Вестера», на ваш взгляд? То, что сейчас происходит, как Вы охарактеризовали бы это? Что стало причиной финансовых проблем?

 Мы считаем, что проблемную ситуацию искусственно создал «Сбербанк». Он начал резко и неоправданно агрессивно «раскачивать лодку», сам имея среди наших банков-партнёров наименьшую сумму кредита, причём переобеспеченность по залогу у «Сбербанка» - пятикратная. Действия «Сбербанка» вызвали панику среди поставщиков.

 История вопроса:

Со «Сбербанком» была 5-летняя кредитная линия, в рамках которой он ежегодно должен был лонгировать кредит под 10,5%. В 2015 году, в связи с финансовым кризисом, «Сбербанк» стал понуждать нас поднять ставку до 24%, мы отказались. Тогда «Сбербанк» отказался предоставлять очередной транш для гашения старого, а предложил либо дефолтить, либо реструктуризировать кредит путем подписания мирового соглашения в своем «карманном» третейском суде.

Следует отметить, что на тот момент наше финансовое состояние было очень устойчивое.

Ввиду отсутствия времени, с целью не допустить просрочки, нами было подписано мировое соглашение, по которому поручителями-ответчиками по кредиту стали не только залогодатели, но и все владельцы недвижимости Группы и физические лица. Всего 22 компании и 2 физических лица. Предположить, что Сбербанк России будет вести себя так, как он делает сегодня, мы не могли.

В связи с таким «богатым» обеспечением «Сбербанк» сам предлагал дополнительное финансирование, на что мы потратили впустую силы и, самое главное, время, больше года. И потом предложил к перекредитовке сумму кредита в 2 раза меньше, чем договаривались, при таком же 5-кратном обеспечении.

По информации наших коллег-бизнесменов с осени 2016 года в городе начала циркулировать негативная информация о нашей компании со ссылкой на «источники из «Сбербанка», на эти же источники ссылаются при обнародовании конфиденциальной «Вестеровской» информации.

К апрелю 2017 года кредит с 850 млн рублей был нами погашен до 350 млн рублей. «Вестер» вышел с предложением реструктурировать остаток долга и перераспределить заложенную недвижимость в целях наиболее рационального его использования. Последовал категорический отказ, никакие разумные предложения и доводы даже не выслушивались. Были десятки встреч - безрезультатно.

Любопытный факт:

«Сбербанк» обратился в суд за получением исполнительных листов по мировому соглашению 17 апреля, хотя наша просрочка наступила только 20 апреля, то есть все решения были приняты уже заранее, агрессивные действия - заранее спланированы.

«Сбербанк» обратился почему-то в районный суд, по месту прописки Акционера, хотя мировым соглашением предусмотрено рассмотрение в арбитраже Санкт Петербурга. Акционер лично не брал кредит ни в «Сбербанке», ни в каком-либо другом банке. Банк хочет получить исполнительные листы о взыскании 360 млн рублей со всех 22 компаний, хотя залогов (3 крупных объекта недвижимости) уже в 5 раз больше для полного погашения оставшегося долга. Только недвижимость всех 24 компаний стоит около 25 млрд. руб. - это 70-кратное переобеспечение.

Явно в целях специально посеять панику среди партнёров «Вестера», «Сбербанк» до рассмотрения заявления о выдаче исполнительных листов обратился за исполнительными мерами в виде ареста счетов к заёмщику и всем поручителям, а на физических лиц – ещё и арест имущества. Суд пошел на поводу у мощной структуры, клиенты и партнёры - в шоке, служба судебных приставов фактически завалена сбербанковскими требованиями (несмотря на то, что самого решения государственного суда ещё нет в природе).

Сбербанк активно подаёт иски в арбитраж, районный суд, арбитражный суд, третейский суд, что явно неразумно, так как иска к владельцам залогов (3 компании) более чем достаточно для полного гашения, но такие многочисленные иски широко освещаются в СМИ, создают нервозность, ведут к значительным расходам на судебные издержки. То есть Сбербанк специально и агрессивно проводит действия, явно направленные в ущерб своему кредитору. При этом прямо нам говорит: «у нас всё в шоколаде» - продавайте активы задёшево.

По информации от коллег-предпринимателей, банк без согласования с нами ведёт переговоры с потенциальными покупателями залогового имущества, заведомо зная, что это приведёт к снижению цены продажи и не позволит выполнять обязательства перед другими банками-кредиторами.

Более того, когда мы приводим реального потенциального покупателя объекта залога в банк на переговоры, «Сбербанк» предлагает этому же покупателю не торопиться с покупкой – в ходе принудительных процедур по изъятию заложенного имущества оно будет стоить дешевле.

И покупатель – порядочный человек – рассказал, что за нашими спинами банковские сотрудники делали ему такие предложения.

Действия банка, создаваемое ими информационное поле направлены на то, чтобы понудить других кредиторов от мероприятий, направленных на урегулирование задолженности путем реструктуризации, перейти к принудительному взысканию, так как существенная переобеспеченность по залогам позволяет «Сбербанку» продавать имущество с огромными дисконтами к рыночной цене.

Наши действия в ответ на такое, мы считаем, фактически «рейдерское» поведение Сбербанка – оперативно реализовать активы компании, что позволит выкупить долг. Не допустить дефолта и банкротства. Переговоры с тремя реальными покупателями находятся в завершающей фазе.

 2. Как вы сейчас настроены?

 Бодро настроены. Работаем в нормальном для нас режиме с 8 до 22 часов. Критические ситуации - нормальное состояние и для акционеров, и для нашего менеджмента. За 25 лет истории компании мы уже пережили 5 кризисов. Переживём и этот. Некоторые «доброжелатели» распускают разные слухи и сплетни. Наш ответ - на сплетни не реагируем, рано нас хороните, дорогие.

 3. Что сейчас будет с магазинами сети?

 Подход индивидуальный к каждому объекту. Мы сильны в большом формате продритейла собственной продукцией. Наши торговые центры большие по площади - это специфика. Поэтому ведём переговоры с крупными сетями - российскими и европейскими.

 4. Обращались ли вы к властям с просьбой о спасении компании. Если да, то к кому и какие результаты?

 Ну, во-первых, нас спасать не надо. Мы не тонем. ПродРитейл - только одно из направлений.

Во-вторых - а зачем обращаться? Чем они могут помочь? Нам никакая власть никогда не помогала за весь период нашей истории. Мы сами всё решали.

 5. Какова общая сумма задолженности «Вестера» на этот момент?

 Цифры не могу раскрывать. Капитал группы в 4 - 5 раз превышает сумму долга.

 6. Кто ваши самые крупные кредиторы? Как планируете выполнять обязательства перед поставщиками?

 Крупные кредиторы - банки. Перед поставщиками нет крупных сумм задолженности. Все банки, кроме «Сбербанка», реструктурируют долг на длинный срок, со снижением процентной ставки до нормальной. Кредит «Сбербанка» полностью гасится через продажу одного объекта залога в ближайший месяц.

Долг перед поставщиками уменьшен за год в 4 раза. За год со всеми рассчитаемся деньгами или сразу активами.

 7. Ведутся ли переговоры о продаже сети, и с кем?

 Ведутся в части продритейла. Раскрывать подробности не могу.

 8. «Вестер» уже столкнулся с оттоком людей, уходят как рядовые сотрудники, так и топ-менеджеры. Как вы оцениваете это? Делает ли компания попытки сохранить персонал? Если да, то какие? И сколько людей, по вашим прикидкам, уже остались без работы.

 У нас нет задолженности по зарплате перед сотрудниками. Это - главное. Топов проднаправления с удовольствием забирают к себе другие компании. Хорошо, когда топы нормально уходят, с теплом и добром. Плохо, когда, как господин Елаев, с враньём своим товарищам и работодателям. Он не был фактическим зам. директора. Юрист, который попросил сделать ему нужную запись в трудовой книжке. Это, пожалуй, единственный товарищ, на которого обижены наши сотрудники - за враньё о том, что уходит от нас на госслужбу, а не к конкурентам.

 9. Как вы оцениваете действия приставов и планируете ли их обжаловать?

 Действия приставов юридически законны, но совершенно неадекватны с точки зрения здравого смысла. Разработать целую операцию, привлечь более 40 сотрудников. Одновременно прийти в публичные места с большим скоплением людей со спецназом, в женский коллектив и всех дико напугать? Это, по-вашему, нормальное поведение? Можно было спокойно подойти к директору и за 5 минут решить задачу (кстати, что спокойно, после беседы с приставами, сейчас и делается). Думаю, что главной целью было не выполнить поставленную задачу, а пропиариться на этом публично и устроить скандал в СМИ, опять же в интересах определённых интересантов. Ну, можно считать, эта задача выполнена. Женщины (персонал магазинов) запуганы, деньги, предназначавшиеся на зарплату людям - ушли контрагенту. Ну, это похоже на историю, как мальчика в Москве арестовывали.

 10. Что будет с другими подразделениями: Максимусом, строительством, ювелирным бизнесом?

Они работают в нормальном режиме».

ГК «ВЕСТЕР».