Спецобзор: чего ждать от цен на бензин?

13.03.2014 11:00
   


Аналитики прогнозируют ощутимый рост цен на топливо, тем временем многие регионы уже начали ощущать его на себе.

О том, что цены на бензин в 2014 году существенно вырастут, аналитики начали говорить еще в середине прошлого года. Однако если тогда к подобной перспективе многие отнеслись со скепсисом, то теперь эти ожидания стали реальностью. Во многих регионах России жители уже ощутили повышение стоимости. К примеру, в Томске только за неделю бензин подорожал на 50 копеек, то же - в Новосибирске. Аналогичную ситуацию, между прочим, можно наблюдать и на некоторых заправках Калининградской области.

В начале марта в Калининграде цена на бензин на заправках крупной нефтяной компании выросла на 50 копеек. И это при том, что стоимость бензина в самом западном регионе России и так несколько выше, чем в других субъектах: АИ-95 стоит около 33,50 руб. против 32,70 руб. в основной части страны, а АИ-92 стоит в среднем 30,50 руб. против 29,63 руб. в других регионах. И несмотря на это, в Калининградской области топливо также растет в цене. 

Сказать, что автомобилисты не рады, - значит не сказать ничего. Среди аргументов и тот факт, что топливо – это народное достояние, и то, что зарплаты в отличие от цен не растут вовсе, и что для молодых семей поездки на авто превращаются в дорогое удовольствие. 

У ФАС все хорошо 

Федеральная антимонопольная служба сообщила, что, несмотря на колебания курса рубля, опасаться сильного повышения цен на бензин не стоит. Впрочем, уверения этой службы, видимо, не услышали в 51 регионе страны, где цены на бензин уже пусть и незначительно, но выросли. Пусть рост цен не выглядит сильно пугающим, однако не зря существует поговорка "курочка по зернышку клюет" – тут 10 копеек, там - 50 копеек…  

Тем временем в Союзе нефтегазопромышленников России полагают, что в 2014 году цены вырастут примерно на 2-3 рубля за литр бензина. Реалии сегодняшнего дня, кажется, не оставляют сомнений в осуществлении такого прогноза. 

Впрочем, можно доверять или не доверять сообщению ФАС, но факт остается фактом: цены, может, не вырастут из-за нестабильного рубля, но они ведь могут вырасти и по другим причинам. Частично рост цен связан с изменением налоговой нагрузки на топливный бизнес. Ни для кого не секрет, что сегодня 60% стоимости бензина составляют налоги, и чем больше становятся эти налоги, тем выше цена на бензин для рядового потребителя. 

Другим фактором для повышения цен на бензин является также, как ни странно, ситуация в Украине. Цены на нефть на мировых биржах имеют тенденцию к росту. Вслед за этим растет оптовая цена на бензин, а за ней и розничная, тем более что желание погреть руки у тех, кто занимается продажей бензина, никуда не исчезло. Объемы экспорта топлива увеличиваются, что сказывается на внутреннем рынке не в лучшую сторону. Колебания курса тут виноваты или что-то другое - для рядового потребителя уже не столь важно. 

Последствия не обрадуют 

Очевидно, что вслед за ростом цен на бензин растут цены на все остальное. Причем увеличатся цены во всех отраслях. Транспортные издержки никто не отменял.  

Эксперты прогнозируют, например, рост цен на недвижимость: с удорожанием бензина увеличивается и стоимость строительства. Все стройматериалы растут в цене, поскольку доставка их становится все дороже. На элитной недвижимости это, естественно, отразится не слишком заметно, а вот для жилья экономкласса настанут, вполне вероятно, нелегкие времена. 

На фоне существенного роста евро ситуация для Калининградской области выглядит еще менее радужной, чем кажется. В некоторых магазинах и так уже не успевают переклеивать ценники, о чем заранее предупреждают покупателей, а с подорожанием бензина ценники снова придется менять. Учитывая, что большая часть товаров в регионе - привозная, перспективы как минимум пугают. За бензином потянутся продукты питания, одежда и прочее.  

И не забудем про общественный транспорт, он хоть и общественный, да только зависим от цен на бензин ничуть не меньше. В начале 2013 года перевозчики буквально настояли на повышении цен за билеты, в будущем такой вариант развития событий также не исключен. 

Панике поддаваться не стоит, но тот факт, что пояса в ближайшем времени придется затянуть не только автомобилистам, но и "безлошадным" жителям, уже не оставляет сомнений. 

Как жить дальше? 

При условии роста цены на бензин совсем уж в неадекватных масштабах властям неминуемо придется принять меры. На сегодняшний день во многих странах мира уже есть законодательные ограничения цены на бензин, не исключено, что и в России такая мера попросту необходима. Карманы-то у народа - отнюдь не резиновые… 

Есть и другие меры. Как пишет "Российская газета", в Союзе нефтегазопромышленников предлагают ввести социальные нормы бензина. Хотят организовать нечто, подобное нормам на электричество: часть бензина - по сниженной цене, а все, что сверх нормы, – уже по повышенной. Приживется эта идея или нет, пока неизвестно. Другой вариант решения проблемы – создание социальных заправок и введение талонов для малоимущих граждан. Последнее представляется совсем уж утопическим: возвращение к системе талонов напугает кого угодно. 

Похоже, россиянам остается лишь надеяться, что против неограниченного роста цен на бензин государство примет меры, – только этой надеждой теперь и стоит жить. 

© Алена Мирошниченко, специально для Русского Запада