Артур Влодарчик: "В магазинах "Вестер" проблем с мясом нет"

19.03.2014 07:00
   


Артур Влодарчик
Генеральный директор сети "Вестер" рассказал корреспонденту Русского Запада о том, как компания сдерживает цены на фоне резкого роста валют, о грядущем расширении ассортимента и о том,  что класс premium совсем не обязательно означает дополнительную наценку. 

Сегодня россиян в наибольшей степени волнует вопрос повышения цен, связанный с колебаниями курса евро и доллара. В Калининградской области к этой проблеме добавился еще и запрет на ввоз свинины из ЕС, в связи с чем на многих мясоперерабатывающих заводах возникли проблемы с сырьем. Естественно, калининградцы обеспокоены и ценами на мясо, и маячащей возможностью дефицита на региональном рынке. Корреспондент Русского Запада поговорил с директором крупной торговой сети "Вестер" о насущных проблемах и о способах их решения. 

 - Скажите, пожалуйста, повлиял ли недавно введенный запрет на ввоз свинины из ЕС на ассортимент в ваших магазинах? 

- Да, ассортимент несколько изменился. Насколько я знаю, сырья в регионе в целом пока хватает, но, конечно, цены от производителей несколько выросли. В регионе есть несколько заводов, которые испытывают сейчас некоторый сырьевой голод, вследствие чего в ассортименте появились пробелы. Сразу замену произвести очень сложно. 

Но я скажу так: на текущий момент местные мясозаводы хорошо справляются с этой ситуацией, они почувствовали, что есть ниша на рынке, предлагают другие товары и другие продукты, которых у нас не было раньше. С точки зрения ассортимента отсутствие части наименований будет закрыто в самое ближайшее время. Да, в колбасных изделиях несколько уменьшился выбор – это нормально. Я по своему опыту знаю, что, когда не хватает сырья, производство каких-то наименований надо просто исключить и ориентироваться на те изделия, которые пользуются наибольшим спросом. Это нормальная ситуация в торговле. 

- То есть дефицита нет? 

- Нет, дефицита товаров пока нет. Пугаться не надо. Цены, конечно, растут в последнее время… Сейчас в связи с запретом закупочная цена выросла в среднем от 10 до 20%. Мы, конечно, стараемся сдерживать цены, и такого повышения, как со стороны мясокомбинатов, мы не допускаем. Но все-таки вынуждены на какой-то процент повышать: у нас цены выросли примерно на 5-10%. 

 - Сейчас многие говорят о том, что на рынках свинину трудно купить, при этом цены в магазинах растут. В связи с этим вопрос: у вас стали больше или меньше покупать мясо? 

 - Я бы не сказал, что у нас есть проблемы. У меня есть рост в 30% товарооборота по мясу, хотя цены повысились. Тоннаж мяса тоже увеличился. Тому есть одна главная причина: на валютных рынках идут колебания, повысился  и евро, и доллар, но также повысились  литовские литы и польские злотые. Сейчас покупатель, который в прошлом году ориентировался на большие покупки, например, в Польше, посчитает курс рубля к злотому и скажет, что ему нет смысла ехать и стоять в очередях на границе. Об этом уже многие говорят. Это видно даже на границе: раньше, бывало, по нескольку часов стоял на границе, а сейчас  без проблем проезжаю. 

Сейчас ехать только за продуктами смысла практически нет. Товар в Польше не подорожал, но соотношение 'рубль – злотый' изменилось. Для нас, конечно, это плюс - как для компании. Мы ощущаем прирост посещаемости. Не то чтобы прямо значительный, потому что рынок все же ограниченный – Калининградская область маленькая, но рост есть. 

Подобные кризисные ситуации мы уже проходили, вспомним 2008 - 2009 годы. Но мы также знаем, что все-таки покупательская способность с таким валютным курсом будет уменьшаться, поэтому мы активно ищем товары низкого и среднего ценового сегмента за рубежом. Мы намерены привозить больше импортных  товаров, увеличивая поставки, чтобы показать покупателю хороший качественный товар по лучшим ценам по сравнению с другими операторами торговли на калининградском рынке.  

- Стоит ждать расширения ассортимента? 

- По группе "бакалея и бытовая химия" у нас будет много новых товаров по хорошим ценам. Они ничем не отличаются по качеству от мировых брендов, а стоят при этом в два раза дешевле, и продавать мы их будем дешево. У нас уже сейчас есть такие товары в магазинах, и мы подписали еще несколько контрактов на поставки. 

- На какие группы товаров сегодня в наибольшей степени растут цены? 

 - Сегодня во всем мире сильно выросло в цене какао: последние 2-3 месяца на мировых рынках рост составил 20%. И такие товары, как кофе и шоколадная продукция, выросли в цене не только у нас, но и во всем мире. Здесь мы ничего сделать не сможем. Что касается бакалеи, то цены выросли примерно на 10%. Тут надо понимать, какие есть производства в Калининградской области. Здесь есть пекарни, есть молочное производство, есть какие-то пряники-печенья. Все остальное – это дистрибуция, импорт. 

Мы сейчас, чтобы избежать ненужной для покупателя наценки, стали сами привозить товары, напрямую от поставщиков, что поможет нам удержать цены на хорошем уровне. 

 - Получается, что с нынешней ситуацией на валютных рынках вы можете некоторым образом расслабиться? Покупатели ведь у вас все равно будут. 

 - Тут вот что важно: если мы сейчас ничего делать не будем, то когда курс злотого уменьшится, люди опять уедут в Польшу. Вы знаете, такой существенный рост валюты, с одной стороны, помогает, с другой – усложняет жизнь. Так было в 2008 - 2009 гг., тогда кризис нам открыл глаза: с одной стороны – уменьшение издержек, с другой стороны - борьба за покупателя, конкуренция. Конечно, покупатель ищет там, где дешевле. Наша ценовая политика заключается в том, чтобы максимально сдерживать рост цен, делая их наиболее оптимальными для нашего покупателя. 

Например, товары nonfood – мы сейчас по ним имеем самое большое преимущество в городе. Дело в том, что  в прошлом году мы закупили хороший качественный товар на 2014 год по ценам еще того, низкого, валютного курса.
 
- У вас не так давно открылся магазин premium-класса, рассчитанный на более, скажем так, состоятельную аудиторию. При этом многие говорят о том, что как раз дорогих товаров premium-класса там и не хватает… 

- Частично я с  ними согласен, фактически там мало товаров премиум-класса, но самые востребованные существуют. Причина очень простая - это продиктовано спросом. Ассортимент в этом магазине, можно сказать, выбирали сами покупатели. А их пожелания - самый важный аргумент. Вот кто для нас "премиум"! Также не вижу смысла в этом магазине продавать обычный товар по премиум-ценам. Например, шоколад в нашем магазине стоит 74 рубля, а в настоящих премиум-магазинах за этот самый шоколад вы заплатите 159 рублей. 
   
- Еще магазины такого premium-сегмента вы планируете открывать? 

- Да, мы сейчас ждем еще одну площадку. Совсем скоро мы должны получить последнее разрешение на открытие такого магазина. Но там планируется предоставить покупателю полное самообслуживание. Я думаю, что он будет даже более удобным, чем магазин  на проспекте Мира. Его открытие запланировано на конец мая - начало июня.