Это страшное слово АБОРТ...

24.04.2014 07:00
   


Об абортах говорить в России как-то не принято. Женщины предпочитают считать щекотливую тему сугубо личной и не подлежащей публичному обсуждению. А официальная статистика говорит, что ежегодно в стране законным способом убивают полтора миллиона нерожденных людей, по неофициальным данным – шесть миллионов. Почему для современной женщины аборт становится нормой и как с этим обстоят дела в Калининградской области, корреспондент Русского Запада узнал у главврача регионального Перинатального центра Ивана Марчука.

Рожать или не рожать?

Коротая время в очереди к гинекологу, молодая женщина лет 25 о чем-то оживленно разговаривала с приятельницей по мобильнику. И никто бы не обратил на нее внимания, если бы вдруг не сказанное почти шепотом слово "аборт". В коридоре вдруг повисла гнетущая тишина, и десяток сочувственных взглядов устремился на девушку. Та смутилась и быстро вышла на улицу. 

- Я тоже в свое время взяла такой грех на душу, - вдруг призналась мне незнакомая пенсионерка, сидевшая чуть впереди. – У нас-то в советское время никто толком и пользоваться презервативами не умел, рвались они страшно. Раз 15, наверное, на аборты бегала, пока молодой была… там здоровье и оставила. А куда рожать-то было? – оправдываясь, со вздохом продолжила женщина. - Муж – военный, я – в декрете с полугодовалой дочкой, жили в коммуналке, денег вечно не хватало…

Похожие истории о тяжелом советском прошлом, вероятно, слышали многие. Однако, как обстоят с этим дела сегодня? Способно ли нынче государство повлиять на решение беременной женщины рожать ей или нет?

- По закону решение об аборте на сроке беременности до трех месяцев - полное и единоличное право женщины, - рассказал Иван Марчук. - Более того, хирургические аборты оплачиваются по линии обязательного медстрахования. Так называемые бархатные аборты, или медикаментозные, проводятся на платной основе, и средняя их стоимость в городе составляет около 6 тыс. рублей.

В любом случае, если нет каких-то медицинских показаний для прерывания беременности, специалисты всегда стараются убедить женщину подумать еще раз о том, стоит ли прибегать к такой операции, ведь последствия могут быть очень плачевными для организма. Окончательное решение всегда женщина принимает самостоятельно.

- Но должен отметить, что в последние годы мы замечаем неуклонное снижение показателей по абортам в области, - говорит Марчук. - И этому, на мой взгляд, в значительной степени способствует тот факт, что в последние несколько лет активно внедряется на государственном уровне программа социальной поддержки женщин. Те же родовые сертификаты за второго и последующих детей – это серьезная материальная поддержка, а для некоторых и решающий фактор в вопросе рождения или прерывания беременности. 
 
Согласно статистике Минздрава Калининградской области, в 2012 году в регионе было сделано 6833 аборта, в 2013 – уже 6547. Всего за год количество прерванных беременностей сократилось на 277 случаев. В 2008 году эта цифра была значительно выше: 7049 абортов, и почти 1500 из них приходилось на девушек 15-17 лет.

- По моему мнению, неуклонное снижение показателей по абортам, безусловно, хороший признак, - отметил Марчук. – При том, что количество родов в области также неуклонно растет. Только за первый квартал 2014 года у нас в Перинатальном центре появилось на свет 763 ребенка, а раньше в среднем за год в области рождалось около 1500 детей.

Число родовых патологий растет

Тем не менее, по словам Ивана Марчука, несмотря на снижение показателей абортов в области, за последние годы значительно выросло число рожениц с экстрагенитальными патологиями, что часто приводит к преждевременным родам. Так, за 4 месяца 2014 года в Перинатальном центре преждевременные роды случились у 63 беременных, в 2013 году – у 246.

Число преждевременных родов в Калининградской области с каждым годом увеличивается, - рассказал Иван Марчук, - И связано это, прежде всего, с экстрагенитальными патологиями рожениц. Как правило, это молодые 20-25-летние женщины, страдающие избыточным весом, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми и эндокринными патологиями. По сравнению с прошлым годом, когда было зафиксировано 62 прерванных беременности, за 4 месяца 2014 года их выявлено было уже 18.

- С чем связан тот факт, что женщин с акушерскими и гинекологическими проблемами становится все больше? 
 
- Я считаю, что это прежде всего проблемы, связанные с не­желанием девочек и девушек сле­дить за своим здоровьем в опре­деленном возрасте и соблюдать правила безопасного секса и гиги­ены. И вторичная проблема - слабая работа медиков в гинеко­логических консультациях. С сожа­лением должен заметить, что уча­стились случаи, когда городские консультации направляют к нам на скрининг женщин на большом сроке (10-12 недель) с невыявлен­ной замершей беременностью.

- Насколько повзрослели со­временные роженицы по срав­нению с прошлыми годами? Плохо это или хорошо, на ваш взгляд? 
 
- За последнее время, с уверенностью могу констатировать, возраст женщин, рожающих первенцев, увеличился на 3-4 года и составил в среднем 25-27 лет. Это связано, я полагаю, с тем, что в обществе сместились ори­ентиры. Женщины хотят снача­ла сделать карьеру, получить об­разование и лишь потом родить ребенка.

- Это плохо? 
 
- Да. Женщина должна быть ориентирована изначально на семью, потому что после 25 лет шанс родить здоровых детей значительно уменьшается, во-первых. А во-вторых, после 30 лет редко какая женщина способна и желает родить более чем 1-2 детей. Это плохо для государства в целом. И решать проблему комплексно должно тоже государство. В Гер­мании, например, есть пособия на детей для матерей-одиночек, так что они могут позволить себе на них даже нанять няню и ни в чем не нуждаться при этом.

- Как с этим бороться? 


- Рожать или не рожать ребенка, конечно, дело сугубо личное, однако не стоит забывать о том, что, пока вы сомневаетесь в необходимости появления на свет человека, кто-то страстно мечтает родить, но не может. И таких женщин фертильного возраста, не могущих по разным медицинским показаниям родить, становится все больше. 

В то время как аборты поставлены на поток во многих роддомах и областных родильных отделениях, операции по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) женщин в Калининградской области делает пока лишь одно учреждение, расположенное на территории БСМП, да и то принимает пациенток лишь с нарушениями проходимости труб. При более серьезных гинекологических проблемах калининградки вынуждены обращаться за помощью в федеральные центры Санкт-Петербурга и Москвы. В самом Калининграде нынче очередь на ЭКО - бо­лее 600 семей, а годичная квота государства - всего 60-70 операций. 

В этой ситуации возникает резонный вопрос: достаточно ли делает сегодня государство для решения проблемы рождаемости в стране?

Может, пришло время запретить аборты, как это сделали многие европейские страны, или, учитывая непопулярность подобной радикальной меры среди женского населения, в значительной степени ужесточить показания для проведения абортов? Тем более что по финансовым показателям прерывание беременности - вовсе не дешевое предприятие: за хирургический аборт Фонд обязательного медстрахования платит сегодня лечебному учреждению по 600 рублей. Умножаем на число абортов, сделанных в Калининградской области только за прошлый год - уже 6547. И получаем в сухом остатке 3 млн. 928 тысяч рублей. При этом помним, аборт – дело вовсе не безопасное для женского организма, часто приводит к последующему бесплодию. А с этой бедой бороться гораздо дороже. Одна лишь операция по экстракорпоральному оплодотворению обходится государству более чем в 100 тысяч рублей. Опять же умножаем эту цифру на число семей, стоящих в очереди на ЭКО  (их в регионе – более 600). Только по приблизительным данным, в Калининградской области государство вынуждено тратить на эту процедуру более 6 млн. рублей. С пересчетом на масштабы всей страны сумма выходит колоссальная.

В последние годы государство, наконец, осознало масштаб проблемы и даже сделало попытку изменить ситуацию, введя родовой сертификат. Однако, по факту это нововведение стало всего лишь полумерой. Для реального и стабильного увеличения роста рождаемости в стране государство должно взять большую часть материальных затрат на воспитание ребенка на себя. И основными вехами должны стать такие кардинальные изменения, как отмена платы за детский сад и питание в школах, увеличение пособия для матери до средней заработной платой в течение трех лет и предоставление  матерям-одиночкам солидной социальной поддержки вплоть до выделения квартиры. 

Учитывая тот факт, что более половины женщин фертильного возраста в стране - матери-одиночки или разведенки, вынужденные подчас самостоятельно тянуть детей, поддержка абсолютного большинства граждан такой политике государства гарантирована.

© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Виктория Исаенко