Александр Башин: "Мы не претендуем на чужую недвижимость, мы вырабатываем регламенты"

18.05.2014 11:00
   


Руководитель областного Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию рассказал о будущем центра Калининграда и о завтрашнем дне курортных городов.

Глава областного архитектурного агентства представил условия второго этапа градостроительного конкурса "Сердце города". Александр Башин выступил с этой презентацией перед представителями 60 архитектурных бюро Европы и России. Мероприятие прошло в преддверии начала курортного сезона. Поэтому беседа с корреспондентом Русского Запада началась с вопросов не о столице региона, а о его приморских городах.

ЧИНОВНИКАМ КУРОРТОВ НЕ ДО ПАМЯТНИКОВ

- Правда ли то, что в Светлогорске до сих пор не разграничены охранные зоны местных памятников истории и архитектуры?

- Список памятников местного значения властями Светлогорска действительно не разработан и не утвержден. То же касается и разграничения охранных зон для муниципальных объектов исторического и культурного значения. К слову, список федеральных памятников в Калининградской области тоже не утвержден. Памятники регионального значения утверждены, их список опубликован. В администрации Светлогорска уверяют, что на разграничение охранных зон своих памятников у них нет денег. Желания у них нет, а не денег. В Светлогорске не такое количество памятников, как в Калининграде. Соответствующую работу уже можно было бы выполнить.

- Какие градостроительные проблемы сложились в Зеленоградске?

- В парке сделали большую стоянку. Она там нужна, но не такого размера. Ее желательно слегка уменьшить, причем так, чтобы там появились деревья. На три-четыре парковочных места – одно зеленое насаждение. Так уже делается, но в других регионах Европы. В данном случае этим должны заняться местные власти. Но вообще, есть еще три источника финансирования: региональный, федеральный и частные средства. Кто и как умеет привлекать эти средства – отдельная тема. Больше всего это зависит от качества управления городом. Федеральный центр не против финансирования того или иного объекта. 

В СВЕТЛОГОРСКЕ ПОЯВИТСЯ СВОЙ "АРБАТ"

- Почему жители Зеленоградска просят от вас и от местных властей перенести площадь для фестивалей с одного места на другое?

- Потому что площадь в парке используется как парковка. Рядом – кладбище. Правильнее было бы организовать место для массовых мероприятий в парке, у озера. Тем более что именно у водоема общественные мероприятия проводились исторически. Там даже действовала небольшая эстрада. Все фестивали нужно проводить там, где была танцплощадка, а на парковке следует парковать машины.

- К какому сроку будут проведены эти работы, и когда Курортный проспект реконструируют?

- Наверное, есть какие-то сроки, но представители властей Зеленоградска мне о них не говорили. Я полагаю, что реконструкции должны войти в программу конкретных дел. За ее счет ранее формировалось финансирование благоустройства городского парка этого курорта. Вместе с тем администрации Зеленоградска никто не мешает войти в федеральную целевую программу развития туризма до 2020 года. Правда, для этого нужно потратиться на проектно-сметную документацию. Во всяком случае, в Светлогорске нашлись деньги на такие цели. Там проект аналогичной пешеходной улицы уже включен в ФЦП. Сейчас документация проверяется экспертами в Санкт-Петербурге. Как только бумаги вернутся оттуда в Калининградскую область, можно начать торги на реализацию проекта. Если аукцион пройдет в 2014 году, то пешеходную улицу в Светлогорске можно сделать уже в 2015 году.

ПРОЙТИ ПО ЗЕЛЕНОГРАДСКУ НЕВОЗМОЖНО

  - В чем заключается проблема фальшивых гостиниц на морском побережье Калининградской области?

- Она связана с апартаментами гостиничного типа. Небольшие квартирки продаются, сдаются в аренду, затем опять идут с молотка и арендуются. По сути, это гостиницы. Такой тип отдыха на курортах тоже должен быть. В подобное жилье удобно приезжать не только на лето, но и в межсезонье. Ничего плохого в этом нет. Вопрос в том, насколько правильно размещаются вокруг такого жилья парковки. Так, чтобы машины не занимали тротуары города. Зеленоградцы не жалуются мне на то, что в этих апартаментах кто-то живет. Их не устраивает, что из-за припаркованного повсюду транспорта по улицам теперь пройти просто невозможно.

-  Как вы помогаете зеленоградцам в борьбе с фальш-отелями?

- Решать эту проблему – в полномочиях органов власти местного самоуправления. Мы периодически пытаемся им помочь: предлагаем свои услуги по градостроительным вопросам. Однако, постоянно вмешиваться в муниципальную деятельность из Калининграда неправильно. Нужно организовать работу управленцев так, чтобы они правильно хозяйствовали на своих территориях. Другое дело в том, как в Зеленоградске решают эту проблему, кого жители выбирают во власть… Это комплексная проблема. 

- А разве ее нельзя решить по новым правилам землепользования и застройки приморских городов региона? 

- К этим правилам нужна серьезная детализация. К примеру, в Зеленоградске справа от проезда на Куршскую косу строятся 10-этажные здания. Разумеется, они нарушают допустимую высотность Зеленоградска. Это нехорошая тенденция. Застройка в западной части города (на ул. Московской – прим. Русского Запада ) не должна быть выше 5 этажей. На деле там - не только высотные массивы, но еще и плотная линейная застройка. Курортная архитектура в зеленых зонах должна быть разбросана по точечному принципу. Несмотря на это, в Зеленоградске создана среда с некомфортными пространствами для отдыха.

- Насколько реально снести здания, которые нарушают правила застройки?

- Снести такие здания сложно. Как только начнутся такие попытки, появятся собственники домов. К тому же средства на демонтаж придется брать из муниципального бюджета. То есть делать все за счет горожан. Они должны скинуться на эти работы? Жители курортов отнесутся к такой затее скептически. 

МЫ НЕ ПРЕТЕНДУЕМ НА ЧУЖУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

- Насколько актуально было заявление о том, что конкурсанты и жюри "Сердца города" решают за собственников Дома советов?

- В генплане и правилах землепользования и застройки Калининграда написано, что данная территория может застраиваться только после проведения международного конкурса и установления регламентов. Для этого и проводится конкурс. При этом неважно, кто хозяин отдельно взятых объектов. Реализовывать проекты можно будет только по правилам, в границах красных линий, линий застройки, в соответствии с определенной политикой высотности этажей.

- А если собственника Дома советов не устроит решение конкурса?

- Увы, ему придется придерживаться регламентов, которые будут утверждены горсоветом Калининграда. Мы не претендуем на чужую недвижимость, мы вырабатываем регламенты. Причем весьма демократичным способом: 32 конкурсанта "Сердца города" предложат свои варианты решения проблемы этого участка. Более либерального подхода к решению такого вопроса просто нет.

ФАХВЕРК НУЖНО СОХРАНЯТЬ

- Как вы оцениваете ситуацию с сохранением объектов культурного наследия региона?

- К сожалению, в Калининградской области уделяется мало внимания сохранению памятников истории и архитектуры. Объектов культурного наследия много. Чтобы уследить за каждым из них, в бюджете региона денег недостаточно.

- Насколько перспективен в этом плане поселок Железнодорожный, бывший Гердауэн?

- В поселке Железнодорожном интересная территория. Она имеет большое историческое значение. У нее свой характер застройки – фахверковые здания. Интересно было бы их сохранить, чтобы показывать туристам. Но к этому нужно прикладывать усилия.

- Центральные объекты наследия Железнодорожного и многих других поселков – кирхи, которые находятся в собственности РПЦ. С церковью возможно вести переговоры о судьбе таких зданий?

- Вести переговоры можно со всеми, в том числе со священниками. Все - здравые люди, и задача у всех одна: сохранить объекты культурного наследия. Вопрос в том, кем и какие результаты достигаются в такой работе. Мы постоянно общаемся по этому поводу с официальными представителями Калининградской епархии РПЦ. Характерный пример – кирха в Озерске. Церковь передала объект муниципальному учреждению, чтобы там можно было провести ремонт. Поймите, ни у кого нет такого настроя - в духе "у нас есть памятники архитектуры, мы их никому не отдадим, будь что будет". Вопрос в том, где найти деньги, чтобы сохранить все историческое наследие.

© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Петр Старцев

© Фото: gov 39. ru