Алексей Силанов: "Пришло время работать по-другому, но не все это понимают…"

14.07.2014 15:00
   


Чиновник высокого ранга - этот статус сегодня для простых россиян носит скорее отрицательный оттенок. Кого ни спроси, любой уверен, что сделал бы значительно больше для блага общества, имея такую власть, такие полномочия и возможности... Так кто они – эти калининградские чиновники? Чем они дышат? О чем думают? И с какими проблемами сталкиваются? Корреспондент Русского Запада встретился с человеком, который умеет решать проблемы, держит данное слово и считает своим призванием помогать людям. Знакомьтесь - вице-губернатор Калининградской области по социальным вопросам Алексей Силанов. 

Об успехах и чиновничьем формализме 

- Алексей Николаевич, вы находитесь на посту вице-губернатора по социальной политике вот уже почти два года. Каким для вас стало это время? 
- Это особый период жизни с особой ответственностью. Потому что понимаешь, что в этой должности тебе нужно не только фиксировать те или иные проблемы, с которыми к тебе обращаются люди, но эта должность прежде всего предназначена для того, чтобы эти проблемы решались и ситуация менялась в лучшую сторону. Определенный груз ответственности есть, и он всегда при мне. Поэтому, если сталкиваешься с ситуациями, когда налицо невнимание или формальный чиновничий подход, конечно, это вызывает непонимание и возмущение. Для меня отработанный полностью день – это день, когда я реально помог в каком-то деле тому или иному человеку. Я считаю это своим долгом, независимо от того, где меня встретил с просьбой человек - в парке ли, на улице или в кабинете, - обязательно помочь ему. 

- Вы заметили, что приходится сталкиваться с "чиновничьим формализмом". А как это согласуется с вашей биографией? Фактически-то вы – яркий представитель типичного чиновничьего сословия. 
- Я не могу согласиться, что я – классический чиновник. Я почти 9 лет отработал директором сиротского интерната. Там нельзя быть чиновником. Хотя начиналась биография с комсомольской деятельности, затем - работа в органах власти. Но те 9 лет были связаны с детьми-сиротами, когда ты понимаешь, что отвечаешь за жизнь и судьбу более чем 200 детей, а это были самые трудные 90-е годы, когда надо было решать насущные проблемы: во что их одеть и как накормить, - все это не позволяло относиться к своей должности формально. Процесс расставания с детьми был труден, и, на мой взгляд, те отношения, которые складываются между руководителем и сиротами, нельзя охарактеризовать просто моделью "учитель - ученик". Это очень доверительные отношения. И степень той привязанности хорошо охарактеризовали для меня слова, брошенные мне с обидой подростками в спину, когда я уходил: "Предатель!". 

1-IMG_5107.JPG  7-IMG_5131.JPG  

- Не жалеете, что ушли? 
- Я понял, что эти годы дали мне понять, что это дело, которое я люблю. Сам процесс воспитания ребенка для меня приносит определенное удовольствие, потому что я понимаю, что могу влиять на процесс взросления и формирования личности. Даже если сталкиваешься с определенной проблемой, например ложью ребенка, всегда можно объяснить, убедить, что так делать нельзя. Гораздо хуже, когда приходится сталкиваться с ложью взрослого человека. Здесь ты понимаешь, что ничего уже сделать нельзя. Благодаря той работе я понял, что мое призвание – приносить пользу людям. Может, не всегда можно помочь так, как хотелось бы, но выслушать человека и постараться хотя бы решить его проблемы нужно. Для меня это близко, поэтому ситуации, с которыми приходится сегодня сталкиваться, когда, например, в наших лечебных учреждениях при наличии финансовых возможностей не создаются комфортные условия для людей, ожидающих в очереди приема, вызывают у меня недоумение. 

За последние годы мы более 5 млрд. рублей вложили в развитие здравоохранения, такого финансирования региональной медицины никогда не было. Тем не менее жалобы все равно есть. Стали анализировать ситуацию. Выяснилось, что значительная часть жалоб в последнее время не связана с качеством оказания лечебной помощи, а в определенной степени - с принятием неправильных организационных решений в медучреждениях. Это касается таких моментов, например, как обеспечение доступа пациентов-инвалидов, отсутствие пандусов при поликлиниках, элементарных кулеров с водой в коридорах, не отлажена система с регистрацией пациентов и т. д. Все эти моменты изначально формируют негативное отношение к получению медпомощи. 

Важно даже то, как встретил тебя доктор, как поговорил. И в этом отношении, кстати, считаю очень интересным недавно сформировавшийся у калининградцев подход к оценке критериев качества работы работников социальной сферы. Это правильно, когда итоги работы, например, какой-то больницы подводит не чиновник или главврач, а непосредственно люди. Надо понимать, что мы тратим деньги налогоплательщиков не для того, чтобы существовал комплекс под названием "детский сад" или "школа", а на то, чтобы эти услуги были качественными. На это и было направлено, кстати, изменение в системе оплаты труда соцработников. Но пока те надежды, которые мы возлагали на эту систему, не в полном объеме оправдались. 

Об увольнении главврачей и объединении поликлиник

- Почему при наличии больших финансовых вливаний со стороны государства калининградским управленцам, занятым в соцфере, по-прежнему не удается решить все проблемы? 
- Нашим управленцам не хватает умения стратегически мыслить и оперативно решать вопросы. Когда врач подходит формально к своим обязанностям и не испытывает потребности понять и помочь пациенту, тогда успеха не будет. Если сегодня социальное учреждение не может представлять услуги на должном уровне клиенту, значит, там есть проблемы: возможно, отсутствует системный подход со стороны руководителя, тогда надо решать кадровый вопрос, не боясь этого. 

- Вы не боитесь увольнять управленцев? 
- В определенной степени уже идет ротация кадров и дальше будет идти. Потому что нельзя сегодня неудовлетворенность населения качеством, например, медуслуг перекладывать на министерство или правительство региона. Ни министерство, ни правительство медуслуги не оказывают. И если сегодня население недовольно, то во многом это объясняется низкой организационно-управленческой деятельностью руководителей. Я считаю, что главврачам надо чаще выходить к людям, ожидающим в очереди, и спрашивать о том, что их не устраивает в работе медучреждения, делать выводы, но исходя не из того, что в том или ином учреждении хотел бы видеть какой-то чиновник, а из того, что реально хотят видеть в этом люди. И это касается не только больниц, но и школы, где должна быть выстроена четкая триада взаимодействия: родители, дети и педагоги. Это касается и детского сада, и любого комплексного учреждения. 

0003.JPG

- Насколько правильным, на ваш взгляд, было решение об объединении детских поликлиник в Калининграде? 
- В определенной степени это – вынужденная мера, решение было принято в связи с тем, что явно обозначилась проблема отсутствия грамотных управленцев в поликлиниках. Когда государство направляет большие деньги на развитие медучреждения и повышение качества его услуг, но при этом никаких положительных сдвигов нет, то возникает вопрос: а стоит ли содержать такой большой административный аппарат? Но это решение (и губернатор не раз заострял на этом внимание) ни в коей мере не должно повлиять на получение доступности медпомощи. Мы сейчас внимательно отслеживаем эту ситуацию, и пока все обещания по организации приема пациентов на местах узкими специалистами соблюдаются. 

Вообще, меня очень беспокоит в этом отношении тот факт, что зачастую больше всех возмущаются такими изменениями именно те главврачи, которые подчас не способны эффективно организовать работу своего учреждения. Например, актуальна сегодня проблема с поликлиникой в пос. им. Космодемьянского. Да, там прикрепленного населения к поликлинике мало, и это сказывается на экономическом процессе. Но при этом главврач, который работает на этом месте уже более 30 лет, не делает ничего для того, чтобы расширить виды услуг, например, в поликлинике. Что делается для приобретения нового оборудования в поликлинику, которое дало бы возможность пролицензировать иные виды услуг? Надо работать и развиваться для того, чтобы пациент, а значит, и деньги не уехали в другую поликлинику, а пришли к вам. Но только ведь этого не происходит. Если не будут приняты нужные меры по развитию услуг, поликлиника просто станет банкротом. И кто за это должен отвечать? Время сегодня другое, и работать надо по-другому, но это, к сожалению, не все понимают. 

Про подушевой норматив и образование

- Есть мнение, что введенная новая подушевая система оплаты труда фактически разлагает систему изнутри. 
- Я с этим не соглашусь, потому что эта система призвана заставить руководителей мыслить по-другому. Как раз именно прежняя система разложила общество. Потому что смета, которая раньше была основой любого социального учреждения, никак не была связана с качеством оказания услуги. Вот возьмем, например, школу. Сегодня школа финансируется по нормативу, когда идут деньги на заработную плату, на каждого ученика и на учебные расходы. По факту школа получает деньги ежемесячно за тех детей, которых она обучила. Обучили сегодня 900 человек – получите деньги. 
Что дало внедрение этой системы? Во-первых, значительно сократилась миграция детей из школы в школу. Школа стала финансово заинтересована в учениках. Уходит ученик – уходят деньги. Значит, надо выстраивать весь цикл своей деятельности так, чтобы ребенок был в школе. А чтобы ребенок был в школе, нужны образовательная программа и внеклассная деятельность. 

Здесь важно выстроить отношения с педагогами, детьми и родителями уже на другом уровне. Надо, чтобы и родитель, и ребенок были заинтересованы остаться именно в этой школе. Так же и в здравоохранении. Но там, в отличие от образования, есть еще такой момент, как штрафные санкции за качество оказания услуг, когда страховые компании анализируют истории болезни, процесс лечения и затем определяют свои экономические санкции. Это серьезный стимулятор. В системе образования пока этого нет. И это плохо. 

Представьте себе ситуацию, когда в одной из школ, например, 50% учеников 9 класса не сдали государственные экзамены. Кто за это должен отвечать? Почему мы направляем деньги налогоплательщиков на некачественные услуги и при этом вынуждены оставить на второй год этих учеников, не сдавших экзамен, и снова тратить деньги на их обучение. Конечно, нельзя сегодня винить в плачевных результатах исключительно школу, во многом есть доля вины и родителей. Но я уверен, что если бы я сегодня приехал в эту школу и потребовал показать мне расписание дополнительных занятий с этими детьми, классный журнал с отметкой, кто и когда с ними дополнительно занимался, то многого из этого я не увидел бы. Экономика никогда не была так тесно связана с образованием. Я считаю, что за некачественную услугу должны быть введены конкретные экономические санкции, иначе эффекта от вложений денег в процесс не будет никакого. 

- Что нужно сделать для того, чтобы ситуация в системе образования изменилась? 
- Сегодня вы вводим так называемые рейтинги образовательных учреждений. Там много позиций и параметров качества. Лучшим мы даем деньги на дальнейшее развитие, а тем, кто замыкает последние ряды на протяжении нескольких лет, грозят кадровые перемены. Мы должны оправдывать те экономические вложения, которые несет сегодня государство (сегодня 60% областного бюджета – это расходы на социальные нужды). 

- Какие черты в людях вас раздражают? 
- Терпеть не могу, когда люди врут. Не люблю лесть, когда люди чрезмерно показывают наигранное уважение. Я лично с большим уважением отношусь к порядочным людям, тем, на кого можно положиться. К сожалению, бывают моменты, когда очень сильно разочаровываюсь в людях. 

 - И часто разочаровываетесь? 
- К счастью, нечасто. 

- А что цените в людях? 
- Порядочность, внимательность и заботу о других. 

- Какие черты своего характера вы считаете положительными? 
- Вот, наверное, то, что я только озвучил. Я стараюсь быть полезным. 

- А от каких хотите избавиться? 
- Я очень самокритичен, и часто это мешает. 

AD0V0580.JPG  IMG_0753.jpg

Про сирот и запрет на усыновление иностранцами 

- Как, на ваш взгляд, можно было бы быстро и эффективно решить проблему сиротства в Калининградской области? Правильнее ли закрыть интернаты и отдать детей в семьи? 
- Каким бы хорошим ни был интернат, но это все-таки отлаженный коллектив. Сегодня государство нацелено на то, чтобы помочь ребенку социализироваться через семью. И в этом, я считаю, у нас есть некоторые успехи. Такой подход обеспечивает чисто нравственный комфорт у детей, а также с точки зрения экономики гораздо эффективнее отдать ребенка в семью. Сегодня сироты зачастую с материальной точки зрения имеют то, что не имеют рядовые семьи. Интернаты хорошо оборудованы. 

- Каким образом правительство намерено решить вопрос по сокращению числа сирот в области?
- Первое – это работа наших социальных структур, психологической поддержки специалистов, работающих уже на уровне роддомов. Они трудятся над тем, чтобы молодые мамочки приняли решение не отказываться от ребенка. За прошлый год благодаря тому, что мы активно занялись этой проблемой, удалось практически вдвое снизить число отказов от детей в родильных домах. Если в 2012 году было 54 отказа, то уже в 2013 было 29 случаев. В этом году статистика показывает уменьшение вдвое и этого числа отказов. Причем из этих 29 отказничков 28 были устроены в замещающие семьи. Кроме того, мы активно работаем с приемными семьями. И если в 2013 году у нас было 53 решения об отмене передачи ребенка в приемную семью, то в этом году число возврата детей мы сократили в два раза. Сегодня у нас в банке данных 900 детей-сирот, которые могут быть переданы в замещающие семьи. И наша задача сегодня не просто их отдать в эти семьи, но и четко отслеживать ситуацию внутри семьи. 

Помимо этого, идет достаточно мощная экономическая поддержка таких семей. Региональный бюджет ежемесячно тратит средства и на подготовку детей к школе и на их содержание в семье. На сегодняшний день более 82% детей-сирот находятся под опекой в замещающих семьях. Мы считаем, что это недостаточный для нас показатель, поэтому намерены работать дальше, чтобы обеспечить воспитание не менее 90% детей в замещающих семьях. Успехи в этом отношении очевидны: мы забыли, что у нас когда-то в Калининграде был детский дом "Родничок", детский дом "Гаврош", детский дом "Факел", "Янтарик" на ул. Закавказской и т. д. Теперь на их местах  расположены детские сады.

- А рассматривается ли вариант по созданию отдельных деревень, где детей воспитывали бы в домах по семейному типу? 
- Это вполне возможный вариант, более того, в Полесском районе сегодня есть такая деревня. Но я более склонен к тому, чтобы воспитание проходило не по семейному типу, а в семье, так как только такой вариант воспитания реально может помочь ребенку социализироваться.

- Как вы относитесь к запрету на усыновление детей иностранцами? 
- Я считаю, что с такой проблемой, как сиротство, великая страна должна справляться самостоятельно. И для этого все возможности есть. Важно научить и поддержать тех людей, которые готовы взять на себя такую ответственность. 

- Каков ваш принцип воспитания? 
- Убеждение. Я уверен, что добиться успеха можно всегда при наличии доброты и определенной степени требовательности. 

- На каких книгах вы выросли? 
- Всегда любил читать, особенно книги патриотического направления. Любимой книжкой, затертой до дыр, была книга калининградской писательницы Маргариты Родионовой "Девчонка идет на войну". 

AD0V9553!!!!!!.JPG  uchtelya26.jpg

Про достижения и задачи 

- Как вы оцениваете состояние нашей социальной сферы по отношению к остальным субъектам России? 
- Сегодня у нас достаточно устойчивые позиции и перспективы развития. В сфере образования мы являемся стажировочной площадкой Минобрнауки РФ, к нам приезжают специалисты для обмена опытом из многих субъектов России по разным направлениям. И в Министерстве социальной политики, и в Министерстве культуры есть успехи. Я считаю, что заметно за эти годы изменилась ситуация и в сфере здравоохранения. Конечно, проблемы есть, главное – их знать и не просто фиксировать, но и предпринимать определенные меры для того, чтобы их минимизировать. 

- Какие достижения в социальной сфере, произошедшие за последние два года, вы считаете своей заслугой? 
- Открытие фармкомпании, реализация таких проектов, как программа "Одаренные дети", обучение детей за рубежом. Популяризация проекта по информатизации объектов в сфере здравоохранения, хотя он идет с боем, но тем не менее идет, и мы его завершим. Решение проблемы обеспечения доступности дошкольного образования. Это все то, что сегодня меняет социальное мироощущение людей. Если оно меняется, значит, мы работаем успешно. 

- Какие задачи вы ставите перед собой сегодня? 
- В следующем году мы должны полностью решить проблему строительства детских садов. Теперь эта задача переходит на школы. В будущем необходимо строить больше новых школ и уменьшать количество смен в существующих школах. Несомненно, будем развивать систему переподготовки кадров и способствовать развитию математических, лингвистических направлений в образовательном процессе. В сфере здравоохранения будем реализовывать поручения губернатора. И прежде всего по строительству онкоцентра в регионе. Строительство хосписа - это также животрепещущая тема. Будем открывать дополнительные койки паллиативной помощи и в межрайонных центрах. Потому как мы считаем не совсем этичным организовывать такую помощь больным людям исключительно в Калининграде, тем самым сокращая возможность их общения с родственниками. 

- Легко ли находите общий язык с губернатором Николаем Цукановым? 
- Те вопросы, которые мне поручено решать, я решаю вместе с ним, обсуждаю все проблемы. Мне импонирует то, что проблемы социальной сферы для губернатора очень значимы. Он всегда в них глубоко вникает и зачастую предлагает нестандартные решения тех или иных проблем. 
Опрос
  • Были ли вы хоть раз на концерте в "Янтарь холле"?

    Ян.JPG

Проголосовало 286 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты