Чем богат Янтарный край? (часть 3)

18.08.2014 09:00
   


Если оценивать объективно сегодняшний государственный подход к развитию сельского хозяйства в стране (замечу, объективно, а не выискивать многочисленные минусы или причины для безудержного оптимизма), стоит отметить один позитивный момент – в эту стратегическую отрасль, наконец, стали вливать деньги. Только за последний год в развитие сельского хозяйства Калининградской области государство вложило порядка 2 млрд. рублей: по миллиарду из областного бюджета и столько же из федерального. 

Много ли это? По сравнению с европейскими странами - нет. Но стоит учитывать при этом, что в конце 1990-х - начале 2000-х гг., по словам замминистра регионального сельского хозяйства Михаила Хованского, на развитие агропромышленного сектора области с боем удавалось получить хотя бы 600-800 млн. рублей. 

Помогли ли крупные финансовые потоки стабилизировать ситуацию по импортозамещению продовольствия? Способно ли калининградское фермерство с учетом введения Россией ответных санкций Западу насытить местный рынок? Для того, чтобы каждый читатель мог сам себе честно ответить на эти вопросы, Русский Запад продолжает серию публикаций по итогам пресс-тура в крупные фермерские хозяйства области. 

IMG_5627.JPG  IMG_5591.JPG

"Залесье-Агро" удвоит надои молока 

Вот уж что действительно можно назвать чудом, так это восстание из пепла молочно-животноводческой отрасли в Калининградской области. В лихие 90-е, в особенности после введения на территории региона правил ОЭЗ (первой редакции) и бесконтрольного импорта дешевой западной продукции, местный молочный рынок рухнул. Многие помнят, как крестьяне вынуждены были резать скотину, потому как молоко продавалось перекупщикам за копейки. Молокозаводы банкротились и исчезали. В итоге на фермерских подворьях коров почти не осталось, а полки магазинов заполонили иностранные продукты. 

С изменением основного внешнеполитического курса Москвы региональным властям была поставлена задача срочно возродить местное производство (в том числе и молочное), а также обеспечить продовольственную безопасность эксклава. В результате в мае 2014 года в Полесском районе возник один из крупнейших молочных комплексов в Европе - "Залесье-Агро" - на 2,5 тысячи дойных коров голштино-фризской породы и современным доильным "цехом-каруселью" для 70 коров одновременно. Обошлось строительство супертехнологичного молочного комплекса почти в 1,5 млрд. рублей. При этом областной бюджет выделил более 100 млн. рублей. Еще столько же предприниматели получили из федеральной казны. Остальные 1,2 млрд. рублей - инвестиции Россельхозбанка. 

IMG_5616.JPG  IMG_5598.JPG

Спустя три месяца после открытия директор предприятия Нухтар Курбанов рассказал журналистам о том, что число поголовья уже удалось довести до 2,4 тысячи, а надои вполне способны покрыть потребности калининградцев на 10%. "Мы планируем в итоге производить по 25 тысяч тонн молока в год, - утверждает Нухтар Курбанов. – Для этого готовы в марте 2015 года построить в этом же районе еще один подобный комплекс". Кстати, в мае руководством комплекса озвучивалась цифра в 60 тонн валового надоя в сутки в потенциале. Но, вероятно, достичь таких показателей можно будет исключительно благодаря увеличению поголовья стада вдвое. Пока же Курбанов говорит о том, что предприятие намерено увеличить поголовье скота до 3 тысяч особей. Причем делать это будут путем альфа-осеменения, при котором основную часть (90%) молодого стада будут составлять телочки. 

IMG_5677.JPG  IMG_5660.JPG

Яблоки будут через три года 

Фермерское хозяйство Сергея Чечулина стало последним пунктом в пресс-туре журналистов, но одним из самых ярких. КФК "Калина", что в пос. Калиновка Черняховского района, - старейшее и крупнейшее хозяйство региона, которое вот уже более 20 лет занимается выращиванием картофеля. В этом году предприятие нарастило посевные площади картошки еще на 30%, до 130 гектаров. Помимо этого, ферма летом прошлого года на дополнительных 20 гектарах заложила первый в области промышленный плодовый сад с 17 тысячами саженцев яблок. 

По словам Сергея Чечулина, 28 человек в течение месяца высаживали яблоневые саженцы из Белоруссии. Почти все они прижились. Погиб за зиму всего 1% деревьев (при допустимых 5%). Похоже, именно это предприятие станет первым местным поставщиком сладких фруктов на калининградский рынок. 

К слову, и сам глава фермы - Сергей Александрович - человек с необычной судьбой. Крепкий хозяин, по-деревенски добродушный, при этом достаточно жесткий, чтобы выстроить крупное предприятие практически на останках разваливающегося колхоза еще в 90-е, в прошлом имел он вполне городскую, хоть и не обыденную, профессию авиадиспетчера. 

IMG_5633.JPG  IMG_5650.JPG

Будем делать джем 

Выработанные годами работы в аэропорту навыки четкого контроля и аналитический склад ума пригодились Сергею Чечулину и в его фермерском деле. Прежде чем принять предложение регионального Минсельхоза о том, чтобы посадить плодовый сад на своей земле, Чечулин не только педантично все просчитал, но и ездил в соседние Белоруссию и Литву, чтобы набраться опыта. 

"Мы рассмотрели весь цикл производства, начиная с посадки саженцев и заканчивая переработкой плодов, - поделился Чечулин впечатлениями. - Все сделали за свои деньги. В сад на 20 га и 17 тысяч саженцев купили за свои деньги. Вложили тогда 10 млн. рублей, правда, областной Минсельхоз позже все затраты компенсировал". 

Фермер ожидает получить неплохой урожай (около 40 тонн с гектара) через три года. Этого, конечно, не хватит для того, чтобы реально заместить полностью польский импорт, но уже сегодня правительство рассматривает варианты увеличения садовой площади еще на 50 га. Если общая площадь садов в регионе достигнет хотя бы отметки в 200 га, то у садоводов появится возможность начать и промышленную переработку плодов, - считает Чечулин.

"Например, мы можем в будущем все объединиться и начать делать джем из тех же паданцев, - мечтает Чечулин. – Я тут как-то был с визитом у литовского фермера, который со своего 250-гектарного сада на российский рынок поставляет не только фрукты, но и джемы. Так чем мы хуже литовцев? Почему мы не можем тоже делать джем и кормить им свой народ?"

Сад – дело рентабельное 

По данным федерального Минсельхоза, для того чтобы закрыть большинство позиций по программе импортозамещения продовольствия в России, потребуются в течение как минимум 5 лет финансовые вливания от 40 до 50 миллиардов рублей. Практичный калининградский фермер полагает, что прибыль от своего сада он получит уже через год. По его словам, яблоки сегодня перекупщики в Калининграде готовы покупать по 20 рублей за килограмм. 

"Мы посчитали, - говорит он, - ориентировочно сад будет производить около 40 тонн в сезон. Из них где-то 10% - падаль, мелочь и другая выбраковка. Остается 30 тонн урожая. Это около 600 тысяч рублей прибыли. Себестоимость по затратам составляет в пределах 180-200 тысяч за гектар ежегодно, в зависимости от интенсивности работы. То есть рентабельность вполне нормальная и соответствует прибыли, которую ферма получает по картофелю". 

IMG_5654.JPG  IMG_5637.JPG

Россия не должна закрывать границы 

А вот перспективы развития фермерства в области без изменений в кредитной политике государства Сергей Александрович, как и его коллеги, считает невозможными, даже с учетом годичного эмбарго. Но при этом крепкий хозяйственник уверен, что совсем закрывать границы нет нужды, просто нужно изменить политику кредитования сельхозпроизводителей. 

"То, что Россия приняла, наконец, ответные меры на санкции Запада, – это хороший знак, - уверен фермер. – Я рад, что благодаря этому сегодня все заговорили о продовольственной безопасности страны. Общество начало спрашивать, почему мы должны есть голландскую картошку, которая была 17 раз обработана ядохимикатами, или помидоры, выращенные на гидропонике (чистом удобрении), если при этом есть вполне здоровый и качественный товар местного производителя". 

Но для этого, как говорит Чечулин, надо, чтобы банки стали выдавать кредиты фермерам не на 3-7 лет, а на 15 как минимум. "Что такое кредит для фермера на 1-3 года? – спрашивает фермер. - Он просто не успеет получить прибыли за это время. Да еще и кредиты по 15-17 процентов. Какой можно заложить сад при таком раскладе? Или покупка комбайна, например… Он только окупаться начнет через 5 лет работы. Поэтому у нас и сельское хозяйство топталось на месте до 2000 года. Сегодня ситуация в корне изменилась. Во многом благодаря государственной поддержке появились перспективы развития".

IMG_5690.JPG

Гастарбайтеры нам не нужны 

Глядя на довольные лица снующих по ферме работников, как-то невольно ловишь себя на мысли, что здесь на удивление нет уже привычных в Калининграде мигрантов. Многие предприниматели в Калининградской области давно жалуются, что деревня сегодня спивается, работать, мол, некому, приходится нанимать гастарбайтеров из Средней Азии. Неужто эта мантра в отдаленном уголке области не работает? 

"Да брешут все они! – по-крестьянски просто ответил на вопрос фермер. - Есть кому в селе работать, просто никто из этих предпринимателей не хочет с людьми правильно работать". 

Куда проще, как считает Чечулин, нанять за копейки безропотных гастарбайтеров, чем прийти к нашему деревенскому мужику и поговорить, если надо – помочь, если пьет - закодировать. "У меня сейчас люди в сезон зарабатывают по 60 тысяч рублей на ферме, - утверждает Чечулин. - И ездят на своих машинах, дома выправили. А что еще крестьянину нужно?"

Чем богат Янтарный край? – Часть 1.

Чем богат Янтарный край? – Часть 2.

Чем богат Янтарный край? – Часть 3.
Опрос
  • Какую воду вы пьёте?

    без усилий.jpg


Проголосовало 897 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты