Параллельный импорт: запретить нельзя разрешить

31.08.2014 10:00
   


Где поставит запятую законодатель?

Давайте начнем с азов и выясним, откуда взялось название "параллельный импорт", а также кто и почему предпочитает именовать его "серым".

Как известно, товары крупных промышленных производителей на территориях других стран часто распространяются через официальных дистрибьюторов. Ими могут быть как юридические лица, так и граждане-предприниматели. Дистрибьюторы сбывают товары, маркированные товарным знаком правообладателя, на определенной территории, действуя либо от своего имени, либо от имени правообладателя. Помимо торгового посредничества, дистрибьютор в рамках договора зачастую оказывает иностранному партнеру и иные услуги.

Оригинальные товары, маркированные товарным знаком с разрешения правообладателя, которые ввозятся на территорию другой страны не дистрибьюторами, не правообладателем, а иными лицами и без специального согласия на такой ввоз от правообладателя, получили название "параллельный импорт", так как ввоз осуществляется не через уполномоченных импортеров и не правообладателем, а по другим каналам - альтернативным, параллельным, о которых правообладатель может и не знать.

Споры вокруг параллельного импорта ведутся в нашей стране уже более 10 лет. За этот период времени дилемму пробовали решить и вкривь, и вкось все, кому не лень, в конечном итоге она обросла массой подчас обратных по смыслу прецедентов и совсем запутала противоборствующие стороны.

Не остались в стороне и власти Калининградской области. Сначала 3 июля на эту злободневную тему состоялось заседание круглого стола, по результатам которого была создана совместная рабочая группа из представителей Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), органов власти Калининградской области, а также бизнес-сообщества.

Говорить о конкретной работе группы пока еще рано. На своем первом заседании эксперты утвердили план совместной работы на период с июля по сентябрь 2014 года и занялись сбором и анализом информации.

Вот как прокомментировал Русскому Западу ситуацию член рабочей группы, генеральный директор ООО "ДСВ Транспорт", член правления КТПП, председатель комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, руководитель экспертной группы по мониторингу внедрения регионального инвестиционного стандарта - Леонид Степанюк:

– Мы только вошли в обсуждение данного вопроса благодаря конференции в Калининграде, где мы создали рабочую группу от Калининградской области в ЕАК по обеспечению равной конкуренции в регионе в ЕЭП.

Одна из первых тем – это легализация параллельного импорта.

Определенную позицию в поддержку уже имеют министр промышленности Дмитрий Чемакин и заместитель генерального директора торговой сети "Вестер" Алексей Елаев.

Ассоциация европейского бизнеса имеет свою позицию, аргументы против легализации параллельного импорта.

Так что данный вопрос не является однозначным, от него могут быть как плюсы, так и минусы. Мы приступили к изучению этого вопроса и материалов, аргументов за и против.

Судя по всему, в графу "за" стоит отнести то, что легализация параллельного импорта приведет к понижению цены импортируемых продуктов, улучшению уровня сервисного обслуживания и иным благам для потребителя, обусловленным наличием конкретно свободного и конкурентоспособного места. Например, существует мнение, что если получится устранить монополии со стороны дилеров, работающих в России, Казахстане и Белоруссии, то цены на автозапчасти могут свалиться на величину до 60%. Сумма, согласитесь, выйдет большая.

Специалисты приводят неисчислимый список ситуаций, когда продукты, поставленные в страну эксклюзивными дистрибьюторами, обходятся потребителям в несколько раз дороже, ежели те же самые изделия, ввезенные независимыми импортерами. При этом – и это принципиальный момент – идет речь о стопроцентно легитимном ввозе подлинных изделий с соблюдением всех формальностей: корректным декларированием, оплатой пошлин и т. д.

Однако у легализации параллельного импорта серьезный противник – Ассоциация евробизнеса. Так, генеральный директор АЕБ Франк Шауфф недавно заявил, что либерализация параллельного импорта будет иметь очень нехорошие последствия для развития экономики РФ: "Параллельный импорт затормозит локализацию производств зарубежных производителей в РФ и может привести к понижению вкладываемой привлекательности русского рынка для инвесторов".

Более того, специалисты ассоциации утверждают, что уже на данный момент значимый экономический вред государству от "серой" продукции, включая конкретно параллельный импорт, исчисляется миллиардами долларов.

Но за что все-таки, по сути, так переживают различные "эксклюзивные импортеры", "авторизованные дилеры" и другие "официалы"? Чего, по сути, они страшатся?

Ответ - на поверхности. Того, что в случае легализации параллельного импорта и сотворения условия свободной конкуренции они будут обязаны понизить баснословно завышенные цены на свои продукты, на те же самые уникальные автозапчасти в нашей стране, сравнимые по цене с ценой нового автомобиля.

Параллельный импорт не имеет ничего общего с поставками контрафактной продукции, с махинациями на таможне, несоблюдением обязанностей и договоренностей.

Параллельный импорт – это, как уже было сказано выше, только дополнительный и, что важно, независимый канал поставки. Его наличие не позволит обладателям товарных символов монополизировать рынок, неоправданно накручивать стоимость и, кстати, задерживать (в рекламных целях, для сотворения потребительского ажиотажа, а также опять-таки для накручивания цены) пуск в продажу новинок.

Резюмируя написанное выше, можно смело предположить, что дискуссии в созданной в Калининградской области рабочей группе по параллельному импорту будут жаркими. Обеим сторонам есть за что бороться.

© Михаил Кучерявенко, специально Русского Запада