Табачный дисбаланс

29.03.2015 10:00
   


Табачный дисбаланс

На фоне мировой борьбы с курением российский табачный рынок переживает далеко не лучшие времена. С одной стороны, табачные компании «давят» антитабачный закон и повышение акцизов, с другой – засилье нелегальной продукции оказывает серьезное влияние на рыночную ситуацию.

Вот уже почти два года мы живем при действующем законе "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Табачные компании лишились практически всех инструментов для продвижения своей продукции.

Так, запрещена реклама табачных изделий, в том числе косвенная, с демонстрацией процесса курения в кинофильмах и передачах, а также промоакции и спонсорство. В обязательном порядке производителям необходимо наложение изображений о вреде курения на пачки сигарет, а курение в общественных местах существенно ограничено.

С 1 июля 2014 года действует запрет на продажу табачных изделий в небольших торговых точках (до 50 кв. м) и сигаретных киосках. Эти запретительные меры более всего ударили по мелким торговцам. По данным аналитиков Nielsen, порядка 40% выручки подобных торговых точек приходилось именно на сигареты.

Кроме того, Россия стала десятой страной в мире, где введен запрет на выкладку сигарет на витринах магазинов (внедрен Blind Market - «слепой рынок»). Теперь потребителям в местах продаж сигарет доступен лишь стандартный каталог с продукцией всех табачных компаний: названия марок напечатаны в алфавитном порядке одним шрифтом и размером, без использования рисунков и логотипов.

В результате всех антитабачных мер по итогам 2014 года табачный рынок РФ сократился на 9,2% - до 310,6 млрд штук сигарет. При этом объем поставок сигарет в Россию в 2014 году сократился на 3,5% - до 84,9 млрд единиц.

Другие эксперты объясняют сокращение рынка неблагоприятными эффектами от повышения цен на табачную продукцию и ослаблением экономики страны. По данным одного из крупнейших в мире производителей табачной продукции - компании Philip Morris International (PMI), в 2015 году снижение табачного рынка в России составит еще 8-10%.

Одновременно с сокращением рынка цены на табачные  изделия продолжат свой рост. Так, табачные компании предоставили в Федеральную налоговую службу новые, более высокие, максимальные розничные цены на сигареты. Прежде всего это связано с плановым повышением акцизов, а также с тем, что россияне все больше отказываются от курения. В свою очередь, производители табачных изделий всячески пытаются избежать резкого сокращения прибыли. По данным экспертов, в среднем одна пачка сигарет подорожает на 5-7 рублей. Это будет уже второе повышение цен в 2015 году.  На кошельках курильщиков второе повышение отразится примерно в апреле – мае 2015 года. В настоящее время розничная торговля распродает запасы табачных изделий по старым ценам.

Следует также отметить, что лояльность российских потребителей к брендам сигарет весьма высока. Более 95% покупателей не интересуются ассортиментом табачной продукции магазина, а при покупке называют конкретный бренд.

Между тем, по мнению экспертов, акцизы на табак в России по-прежнему еще низкие, и здесь есть куда расти. Сейчас акцизы в РФ составляют 1250 рублей за 1000 штук. На 2016 год в Налоговом кодексе заложена минимальная ставка акциза - 1600 рублей. Для сравнения: в таких странах, как Румыния и Болгария, минимальный уровень налогообложения сигарет с 2014 года составляет 90 евро за 1000 сигарет (порядка 6000 рублей).

«Акцизы, конечно, повышать нужно, но делать это надо разумно, с учетом акцизной политики соседних стран, с учетом покупательной способности населения, чтобы не толкать его к поиску нелегальной продукции и не создавать искусственным способом спрос на нее», - говорит представитель одной из крупнейших табачных компаний.

Нелегальную продукцию эксперт упомянул неслучайно, так как это еще одна серьезная проблема российской табачной отрасли. Контрафакт все больше заполняет отечественный рынок. В некоторых приграничных регионах РФ доля нелегальной продукции выросла более чем на 50%. Производители подделок увеличили свое производство в четыре раза, что подвергает здоровье российских курильщиков еще большему риску.

По данным исследований компании TNS, доля нелегальной табачной продукции на российском рынке за 2014 год увеличилась более чем в полтора раза - до 2,7%. В натуральном выражении продажи нелегального табака составили 7,7 млрд штук сигарет, или около 385 млн пачек. Потери государства от такого объема контрабанды и контрафакта превышают 11 млрд рублей недополученных налогов (акциза и НДС).

В частности, табачная продукция без российских акцизных марок заняла угрожающую долю в регионах, граничащих с Республикой Беларусь (Брянская и Смоленская области). Здесь почти каждая десятая табачная пачка – нелегальная, и почти каждая пачка подделки, имитирующая продукцию известных брендов, произведена в Беларуси.

В граничащих с Казахстаном регионах России (Саратовской, Самарской, Оренбургской и Челябинской областях) доля контрафактных сигарет за год повысилась более чем в три раза - с 0,3% до 1%. На Северном Кавказе (в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Северная Осетия - Алания) доля фальсификата составила 0,7%. Эксперты отмечают, что тенденция роста контрабандных поставок представляет серьезную угрозу для российской табачной промышленности. Создается существенный дисбаланс цен, и при таких условиях легальные поставщики не имеют возможности конкурировать. При этом главным стимулом для развития подпольных табачных производств в России остается резкий рост акцизов (в четыре раза за последние пять лет).

 «Чем выше доля налогов в цене пачки сигарет, тем больше прибыль нелегальных производителей. Сейчас больше половины цены средней пачки сигарет составляют налоги – акциз и НДС. Подпольные производители не платят их и получают колоссальную прибыль. Их методы становятся все более изобретательными: помимо подделок известных марок, они освоили выпуск собственных нелегальных брендов и акцизных марок», - говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям компании «БАТ Россия».

Кроме того, эта тенденция также бьет по всем положительным результатам действия антитабачного закона в части сокращения курения и оздоровления нации. Засилье контрафакта делает сигареты более доступными для потребителя, в том числе и среди несовершеннолетних.

© По материалам rbcdaily.ru, Прайм, rg.ru, expert.ru

Опрос
  • За последний год случалось ли вам справлять нужду в Калининграде не в туалете?

Проголосовало 114 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты