Ловись, рыбка!

08.06.2015 13:00
   


Ловись, рыбка!
Введение эмбарго на латвийские и эстонские шпроты открывает перед калининградскими производителями широкие возможности для роста. Однако новые горизонты для рыбодобывающей и перерабатывающей промышленности по-прежнему затмевают такие типичные для России проблемы, как административные барьеры, заоблачные ставки по кредитам и ограниченные квоты на вылов рыбы. 

Председатель правления рыболовецкого колхоза "За Родину! Леонид Попов уверен, что калининградские производители шпрот способны накормить рыбной продукцией всю Россию. Вся местная переработка традиционно построена на реализации продукции на основной территории страны. В сутки предприятие в пос. Взморье выпускает 40 тыс. банок шпрот. Всего по области в день производится порядка 100 тыс. банок. При этом потребности региона как в свежей рыбе, так и в переработанной небольшие, и основная часть идет в Россию. По прикидкам Попова, потребность калининградцев исчисляется 15% от производства. Однако в настоящее время рынок будет меняться, прогнозирует председатель, так как на полках магазинов после исчезновения латвийских и эстонских шпрот появятся свободные места, а следовательно, увеличится спрос. 

"Мы готовы накормить Россию, но логистика из Калининграда стала гораздо тяжелее из-за границ Евросоюза, что увеличивает стоимость и время прохождения. В такой момент очень пригодилась бы помощь государства в доставке товара основному потребителю - российскому. Тогда есть смысл увеличивать объемы, инвестиции и др.", - объясняет Леонид Попов. 

IMG_0900.JPG

Однако это даже не основная проблема всех предприятий и судов, которые занимаются промыслом в Калининградской области. "В прибалтийских республиках, когда с промысла возвращается судно, количество улова четко зафиксировано, цена идет через биржу, все четко знают, сколько надо заплатить налогов, сколько он сжег топлива, где он был и что он делал. Никто из членов экипажа не занимается дополнительной работой вроде оформления каких-либо документов. У нас же этим занимаются что судоводители, что механики, что другие члены экипажа", - возмущается Попов.  

На сегодняшний день упрощенный порядок пересечения российскими промысловыми судами решен, однако приход-уход судна по-прежнему тесно связан с бюрократическими процессами. Когда судно возвращается к причалу, его уже поджидает множество структур, которые требуют оформить этот груз. "Российскую рыбу, выловленную российским судном, привезенную на российский берег российскими рыбаками для российской переработки, необходимо оформить еще несколькими российскими структурами - как федеральными, так и региональными", - иронизирует Попов. Каждая справка, каждый документ, помимо времени, требуют еще денежных затрат, которые отражаются в конечном итоге на стоимости продукции. В общем счете не менее 28 организаций в той или иной мере контролируют деятельность рыбколхоза. В год, бывает, происходит до 10 проверок на предприятиях и судах рыбколхоза. 

IMG_0905.JPG

Однако это, что называется, еще цветочки. Все амбициозные планы по развитию производства рыбной продукции упираются в конечном итоге в проблему квот. Есть возможности для импортозамещения, но для увеличения выпуска шпрот необходимо увеличение квот. "Сырья самим не хватает", - жалуются переработчики. Если мы взглянем на результаты 2010 года, то увидим: тогда было выделено квот на 39 500 тонн биологических ресурсов. На сегодняшний день квота составляет 26 200 тонн. Как раз этой разницы и не хватает, чтобы увеличить производство. Отдельно стоит упомянуть то, что летом идет рыба некондиционного для производства вида. Рыбу, которая используется на производстве консервов, вылавливают в октябре, ноябре и декабре. Однако в это время года погода может помешать выбрать квоту по рыбе до конца. Поэтому так важно, чтобы калининградским рыбакам увеличили квоты. "Предприятие постарается растянуть квоту до конца года. За 5 месяцев 2015 года поймали свыше 60% кильки. То есть у нас осталось порядка 40%. Еще месяц суда будут выходить в море, но потом траулерам придется становиться на прикол. Снова на промысел суда выйдут только в октябре-ноябре, когда пойдет рыба, которую мы используем для производства шпрот и кильки", - поясняет Попов.   

IMG_0965.JPG

В настоящее время на производстве рыбколхоз использует около 60% собственноручно выловленного сырья. Еще три-четыре года назад колхоз закупал сырье за границей. В настоящее время предприятие обходится своим уловом, а недостающее сырье закупает у местных производителей. Необходимо упомянуть то, что калининградский продукт безопаснее европейского, в котором зафиксировано превышение норм содержания бензопирена. "У нас содержание бензопирена составляет 0,00056 миллиграмма на 1 кг рыбы, то есть в 11 раз меньше нормы", - замечает Попов. - Почему возникает вопрос, что рижские шпроты лучше? Такого контроля за производством, как здесь, в Калининграде, нет ни в одном другом регионе России. Подобное производство требует держать марку. И то, как расходится рыбная продукция, говорит само за себя".  

Готовы нарастить вылов рыбы до 100%  

IMG_0918.JPG

Благодаря программе прибрежного рыболовства до 2020 года 8 судов рыбколхоза были модернизированы под наливные, то есть теперь с помощью насосов рыба закачивается прямо в контейнеры. Это помогает сохранять качество улова. Благодаря модернизации эффективность судов увеличилась вдвое, удалось нарастить вылов: суда выходят на промысел в постоянном режиме. В принципе, для увеличения вылова в рыбколхозе имеется все необходимое: и квоты, и суда, и причалы, и технологическая цепочка. Недавно здесь поставили новую трансформаторную подстанцию, что позволяет установить новое оборудование для переработки. Также была проведена модернизация цеха, приобретена новая коптильная печь. Ведется строительство нового цеха по заморозке производительностью около 60 тонн в сутки, так как не весь улов идет на производство шпрот - только хорошего качества, и холодильника вместимостью полторы-две тысячи тонн рыбной продукции.

В этом году на прибрежное рыболовство выделяется порядка 71 млн руб. (2014 г. - 70, 2013 г. - 50). Эти средства идут на возмещение затрат по модернизаии судов, модернизацию береговой структуры, причалов. Если программа будет востребована, а результат - налицо, сумма выделяемых средств увеличится, квота также вырастет. Модернизированная береговая структура по приемке увеличивает скорость разгрузки судов. Однако стоит помнить, что Программа прибрежного рыболовства, в отличие от аквакультуры, рассчитана на 5-летний цикл. "На каждом этапе отслеживаем: что запланировано на следующий год, что сделано в этом году - это такой сложноступенчатый план", - комментирует Попов. Инвестиционный план на этот год составляет порядка 190 млн руб. Общая программа модернизации предприятий требует порядка 1 млрд рублей. 30% из этой суммы будет компенсировано по программе Поддержки прибрежного рыболовства. Средства предоставляют индивидуально, по факту выполненного мероприятия. Если запрет Россельхознадзора будет действовать в дальнейшем, это поспособствует наращиванию мощностей, однако высокие банковские проценты не способствуют дальнейшему развитию.  

IMG_0940.JPG
 
"Модернизация в рыбопромышленной отрасли - это многолетний цикл, включающий в себя огромные финансовые затраты. Но прежде надо получить эти средства, так как сейчас есть проблемы с кредитами и залогами", - жалуется Попов. Дополнительная модернизация требует приобретения оборудования, которое, как правило, также импортное, и не будем забывать о зависимости от курса рубля. "Кредит сейчас составляет 19,5%, плюс обслуживание 0,5, в итоге 20%", - резюмирует председатель. 

Также в последнее время сильно выросли цены на металл, соответственно, производство банок также поднялось в цене. В то же время местная продукция заметно дешевле прибалтийской, хотя входящее сырье и выросло в цене на 35%. В рыбколхозе и рады бы отказаться от чужого сырья, да самим не хватает. Выход из складывающейся ситуации рыбаки видят только в увеличении квот на вылов. 

IMG_0938.JPG

Калининградская зона вылова на сегодня составляет 3600 кв. миль. Каждое рыбопромысловое судно типа МРТК вылавливает порядка 2000 тонн рыбы. Однако если флот стал в два раза эффективней, вместе с тем повышается потребность в увеличении квот. Выделением квот занимается международная комиссия по изучению моря (ИКЭС). Рыбокомбинат является членом ИКЭС с 1902 г. Квота определяется возможностью вылова в море наукой, после чего выходят нормативно-правовые акты. "С учетом ситуации в стране уменьшились траты на науку. Исследований в год должно проходить несколько - для полноты оценки, однако за последние годы РФ не провела ни одного исследования. Выделяемых средств не хватает, чтобы "АтлантНИРО" производил эту работу - общедопустимый улов", - сетует Попов.

Если начнется финансирование науки, в рыбоколхозе обещали, что свою позицию по квотам будут отстаивать на всех уровнях. Основанием для увеличения квот являются научные данные, пока же калининградским рыбакам приходится основываться на тех данных, которые дает Евросоюз, а они дают то, что их удовлетворяет.

IMG_0948.JPG

©  Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада

© Фото автора
Опрос
  • За последний год случалось ли вам справлять нужду в Калининграде не в туалете?

Проголосовало 147 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты