Олег Болычев: "Ситуация на рынках как России в целом, так и Калининградской области крайне непозитивная"

20.10.2015 19:00
   


Олег Болычев

Сложившаяся ситуация на рынках как России в целом, так и Калининградской области в частности крайне непозитивная. Продолжается повышение потребительских цен (активно в сентябре поднимаются цены и производителями, и оптовиками - на импортный товар и товар российского производства), что обусловлено снижением курса национальной валюты, повышением ставок кредитов для бизнеса и практической невозможностью получать кредиты, повышением тарифов ресурсоснабжающих организаций.

Несмотря на повышение потребительских цен, по данным Калининградстата по состоянию на 24 августа 2015 года, основные экономические показатели, характеризующие предпринимательскую активность, в регионе являются отрицательными.

Динамика оборота розничной торговли в июле 2015 года к июлю 2014 года в рублёвых ценах впервые за последние 25 лет уменьшилась на 2,6%, а по продовольственным товарам – на 3,4%. Динамика продаж в натуральных единицах (штуки и кг) – отрицательная, по некоторым товарным категориям - до минус 10-15%. Динамика объёма работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», уменьшилась на 6,5%. Исходя из существенного обесценивания рубля и высокого роста индекса потребительских цен, это приводит к негативным показателям как на рынке труда и заработных плат, так и в собираемости налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

В настоящее время всем органам власти Калининградской области, представителям бизнес-сообщества региона необходимо разработать комплекс мер, направленных на сохранение деятельности предприятий и организаций, сокращение существующих административных барьеров в отношении бизнеса и гарантии защиты бизнеса от изменений законодательства и действий (бездействия) органов власти.

Главные проблемы взаимодействия бизнеса и органов государственной власти, решение которых требует разработки и внедрения комплекса мер, направленных на дебюрократизацию и дерегулирование как на региональном уровне, так и внесения предложений в Правительство Российской Федерации в целях улучшения предпринимательского климата в регионе:

1. Общие проблемы разработки и внедрения новых правовых актов в сфере предпринимательской деятельности.

Необходимо сохранить каждый рубль товарооборота и каждое рабочее место в регионе. Основным показателем разработки и внедрения правовых актов, тем или иным способом затрагивающих предпринимательскую деятельность, должно быть сохранение персонала, текущего товарооборота и отсутствие введения каких-либо негативных для предпринимателей последствий. Необходимо отклонять все законодательные инициативы, нацеленные на запрет или ограничение продажи тех или иных товаров, в том числе по местам, наименованиям или времени продажи. Не должно складываться такой ситуации, когда уже построенный торговый или производственный объект должен прекращать или сокращать работу ввиду принятия правовых актов органами государственной власти и местного самоуправления. Например, при определении зон, в которых запрещается продажа алкогольной продукции и табачных изделий, определении времени работы тех или иных предприятий торговли или времени продажи ими тех или иных товаров. При принятии таких правовых актов необходимо предусмотреть, что они применяются только для тех предприятий и организаций, которые начали свою деятельность после вступления их в силу, и ни в коем случае не должны применяться в тех случаях, когда объект, возле которого запрещена продажа той или иной продукции, появляется после начала деятельности, которую пытаются запретить.

При введении любых правовых актов, затрагивающих права и свободы предпринимателей, следует исходить из того, что ни один бизнес не может подготовиться к нововведениям за дни или недели. Необходимо отсрочивать их вступление в силу на три-пять лет, чтобы существующие инвестиционные проекты не зависели от прихоти бюрократии.

Необходимо не только объявить мораторий на повышение административных штрафов, но и существенно их снизить, чтобы штрафы и их чудовищные размеры, достигающие для предпринимателей сотен тысяч и миллионов рублей, не превращались ни в «кормушку» для нечистых на руку чиновников контролирующих органов, ни в способ пополнения бюджета любым путём. Штраф в 300 тысяч рублей, минимальный для многих правонарушений юридических лиц, может убить бизнес небольшого предприятия без какой-либо пользы для экономики региона.

Актуальные проблемы деятельности отрасли «торговля» в Калининградской области

Помимо указанных в первой части документа проблем социально-экономического развития страны и региона, на региональный сектор торговли Калининградской области оказывает негативное влияние ряд институциональных факторов.

А) В настоящее время существуют десятки технических регламентов Таможенного союза в отношении практически всей номенклатуры реализуемых товаров, сотни ГОСТов, санитарных, противопожарных правил, а также тысячи прочих правовых актов.

Кроме того, к ним постоянно принимаются изменения и дополнения, а также порой противоречащие друг другу разъяснения контролирующих органов. Ни один предприниматель на территории Калининградской области, в том числе относящийся к сфере крупного бизнеса, не может построить свою деятельность на полном соблюдении данных норм, так как для этого необходимо содержать значительный штат юристов, экономистов, технологов и прочих административных специалистов, что неизбежно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и уровне торговых наценок, не говоря о штрафах за нарушение этих правил и негативной реакции со стороны средств массовой информации. Необходимо провести анализ всех существующих норм, а также полномочий контролирующих органов в отношении их соблюдения. Сокращение администрирования торговой деятельности не только высвободит свободные денежные средства у предпринимателей, но и позволит сократить затраты на содержание государственного аппарата. Несмотря на то, что Приказом Минпромторга России от 28 июля 2010 г. N 637 утверждены Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, региональная программа развития торговли на территории Калининградской области до настоящего времени не разработана и не принята, что не позволяет формировать перспективные планы развития торговли, осуществлять государственную поддержку развитию торговли в Калининградской области.

Б) Ужесточение законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.

Законодательство о государственном регулировании торговой деятельности не только не соответствует потребностям розничных торговых сетей, но и при реализации планов его ужесточения может привести к значительному повышению розничных цен. По проекту поправок в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоялось заседание комитета по торговле Калининградской торгово-промышленной палаты, направлены обращения Председателю Правительства России Д. А. Медведеву.

В) Проблемы с открытием новых торговых объектов.

В Калининградской области при проектировании и строительстве новых микрорайонов практически не предусматривается мест для размещения отдельно стоящих торговых объектов. Это делает процедуру выделения земельных участков для их размещения непрозрачной, вынуждая предпринимателей открывать торговые объекты зачастую не в приспособленных для этого помещениях первых этажей жилых домов. Это неизбежно приводит к жалобам жильцов и практически неминуемым штрафам со стороны контролирующих органов за те или иные «нарушения» многочисленных санитарных и противопожарных норм.

Г) Проблемы с лицензированием торговой деятельности.

В настоящее время для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции необходимо, помимо остальных документов, представить договор аренды помещения не менее чем на 1 год. Государственная пошлина за регистрацию такого договора составляет 22 тысячи рублей, к тому же его невозможно оформить без получения согласия банка в том случае, если помещение заложено. Всё это превращает процедуру лицензирования в дорогостоящий и многомесячный процесс, к тому же – абсолютно бессмысленный, и его следует повторять каждые пять лет. Предлагаем сделать лицензии на розничную продажу алкогольной продукции бессрочными.

Д) Местная торговля и вообще весь бизнес работают в конкуренции с сильной экономикой Польши.

Утечка денег населения в Польшу постоянно растёт, что снижает рентабельность местного бизнеса и, как следствие, поступления в бюджеты всех уровней. Эта проблема требует комплексного решения.

Е) Есть окно возможностей - из-за санкций, из-за девальвации рубля.

Но в то же время ключевая ставка такая, что реальный кредит в регионе сейчас стоит от 15% годовых и выше. Никто при таком кредите не может заниматься импортозамещением. Полное отсутствие местных банков не позволяет получать кредиты оперативно, срок рассмотрения от подачи заявки до выдачи - не менее 5 месяцев.

Прогноз развития сектора «торговля» в Калининградской области до 2030 года

Розничная торговля отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров и перспективы её развития зависят от вышеописанных факторов, сочетающих в себе внешнеэкономические и внутриэкономические элементы.

Пессимистический сценарий развития торговли до 2030 года будет основываться на следующих допущениях:

- сохранение низкого курса национальной валюты и отсутствие доступного кредитования;

- сохранение мер нетарифного регулирования (продуктового эмбарго и пр.);

- отсутствие государственной программы развития торговли и государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли;

- отсутствие подготовки кадров для торговых предприятий региона в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Сохранение низкого курса рубля и невозможность доступного кредитования приведут к замедлению темпов технологического перевооружения торговли, введения туда современных электронных средств торговли из-за их неокупаемости (в частности — касс самообслуживания, автоматически сканирующих товары по радиометкам), что приведёт к технологическому отставанию от ближайших Литвы и Польши.

Введение эмбарго на свежие овощи и фрукты из ряда стран повлекло за собой следующее:

- чтобы сохранить ассортиментную матрицу, необходимо было в кратчайшие сроки пересмотреть географию поставок и логистику. В результате транзитное время доставки увеличилось с 3 до 10 дней;

- ряд товаров исчез из ассортиментной матрицы. Например, некоторые овощи салатной группы, ряд овощей произрастают только в странах, закрытых для импорта в РФ. Импортозамещение по данной группе товаров невозможно ввиду климатических условий региона. Условия позволяют местным фермерам выращивать такие овощи, как морковь, капуста, картофель, свёкла. Но в период, когда старый урожай уже закончился, а новый ещё не начался (обычно это конец весны и начало лета), на рынке предложений возникает вакуум. Ранее в этот период переходили на овощи европейских производителей, прошлой весной вынуждены были торговать картофелем, луком и морковью израильского и египетского происхождения. Наличие этого товара на рынке нашего региона было крайне ограничено. Из-за удалённости регионов происхождения и спроса, превышающего предложение, цена на овощи выросла на 70% по отношению к тому же периоду прошлого года.

Несмотря на оперативно проделанную работу, в результате введения санкций количество наименований во фруктово-овощной линейке сократилось на 30%. Себестоимость товара из-за падения курса рубля и высокого спроса на овощи и фрукты в странах, не принадлежащих ЕС, выросла на 50-70% по отношению к себестоимости на те же товары в аналогичный период прошлого года. Это привело к тому, что количество продаваемого товара в единицах упало на 35%. Данная ситуация привела к вынужденному сокращению ФЗП и количества персонала. За последний год штат сотрудников был сокращён на 30%.

Необходимо:

- создание конкурентной среды в регионе за счёт увеличения количества фермерских хозяйств и мер государственной поддержки сельхозбизнеса, в том числе — путём выделения государственного финансирования до осуществления деятельности предпринимателем, а не путём частичной компенсации уже понесённых затрат;

- создать условия для долгосрочного развития отрасли:

а) доступные и дешёвые кредиты для агросектора;

б) система государственных дотаций и грантов для фермеров,

в) послабление санкций для нашего региона, поскольку ряд товаров в нашей области невозможно вырастить ни при каких условиях.

При пессимистичном сценарии будет сохраняться снижение товарооборота розничной торговли на 3-5% в год, общая стагнация потребительского рынка, сокращение ассортимента реализуемых товаров и уровня сервиса.

Реалистический сценарий основывается на следующих допущениях:

- сохранение существующих мер нетарифного регулирования;

- государственная поддержка производства потребительских товаров.

1. Вероятность отмены санкций/контрсанкций в ближайшие 5 лет крайне низка. Инвестиции в сельское хозяйство дадут реальный результат не менее чем через 4-6 лет. Цены на сельхозпродукцию местных производителей будут оставаться на высоком уровне. Падение продаж в штуках и килограммах составит ~15%/год, в рублях же падение продаж будет незначительным из-за роста цен.

2. Дальнейшее увеличение торговых площадей с точки зрения окупаемости инвестиций нецелесообразно, так как начинается период стагнации в розничной торговле, особенно в категории непродовольственных товаров. Наиболее эффективные форматы торговли на ближайшие годы - это дискаунтеры с низкими ценами, сокращённым ассортиментом товара и постоянными акциями по сезонному ассортименту товаров.

3. Одним из перспективных непрофильных направлений для развития ритейла будет создание сельскохозяйственных и перерабатывающих холдингов, получение субсидий государства на развитие.

Реалистический сценарий позволит удержать существующие объёмы розничной торговли, вместе с тем не гарантируя технологического перевооружения.

Оптимистический сценарий основывается на следующих допущениях:

- укрепление национальной валюты, принятие государственных программ поддержки торговой отрасли;

- развитие свободного рынка со странами ЕС за счёт снижения административных барьеров и унификации стандартов;

- введение новых технологий в торговую отрасль в качестве дотируемых государством программ.

В настоящее время существенным фактором, снижающим темпы роста торговли, является снижение потребительского спроса за счёт падения реальных и номинальных доходов домохозяйств. Увеличение данных доходов позволит наращивать темпы потребления. Вместе с тем необходима государственная поддержка торговой отрасли, а также снижение нетарифных барьеров как на уровне ВТО, так и на пространстве ЕАЭС. Постепенное внедрение технических регламентов, схожих со стандартами ЕС, позволит региональным предприятиям наращивать объёмы производств, в том числе с перспективой входа на европейские рынки, за счёт объёма производства - позволит снизить стоимость продаваемых товаров. При реализации оптимистического сценария возможен рост на 3-5% в год.

Источник: RETAILER.RU.